Юрий Долгорукий: биография

Долгорукий

Судьба играла с сыном Мономаха, суздальским князем Юрием, как ей заблагорассудится: то возносила его до небес, то низвергала оттуда. Кто же усомнится в том, что Юрий Долгорукий – основатель Москвы? Ему и памятник напротив Моссовета в послевоенном 1947 году поставили, и в Киеве показывают раскрытую могилу в церкви Спаса на Берестове, где покоится прах знаменитого князя. Сомневающимся укажут на табличку, где золотым по черному написано: «Здесь покоится основатель Москвы». Какие после этого могут быть сомнения?

А сомнения появились, и становилось их все больше и больше. Мол, ничего Юрий не создавал, а зарезал Кучку, хозяина Боровицкого холма, владения его себе забрал, да еще стал своего друга, беглого черниговского князя, зазывать на пир. Да и не нужна ему была какая-то там захудалая Москва, к киевскому престолу он свои загребущие руки тянул. От того его и прозвали Долгоруким. Трижды занимал престол, да все никак усидеть на нем не мог. Умер он не своей смертью – отравили киевляне супостата. Ну а истинным основателем Москвы следует считать князя Даниила: ему неподалеку от Свято-Даниловского монастыря и памятник поставили.

Что же здесь, правда? Все… и ничего. Не был Юрий Долгорукий великим героем, но и злодеем его назвать никак нельзя. А каков он был на самом деле, можно узнать, обратившись к трудам Василия Никитича Татищева. Он-то знал куда больше нашего.

После Мономаха, Киев стремительно терял былое величие, а страна погрязла в кровавых распрях удельных князей. Великий киевский князь Изяслав II, забыв о приличествующей ему мудрости миротворца, с азартом ввязался в междоусобную войну, сосредоточив свой гнев не на внешних врагах державы, а на князьях Черниговских, детях Олега Святославича, Ольговичах. Трагична была судьба Игоря Ольговича: он был схвачен и брошен в тюрьму, едва там не умер от болезни, был насильно пострижен в монахи, а затем, по наущению Изяслава, растерзан обезумевшей толпой черни. На его брата, Святослава Ольговича, великий князь устроил настоящую охоту – травил своего родича долго, коварно и с наслаждением. Напустил на Святослава его заклятых врагов – Давидовичей. Отбирал земли и имущество гонимого, чтобы отдать его недругам – лишь бы они не бросали начатого и продолжали гнать и выслеживать бывшего владыку Чернигова.

А тому не к кому было направиться за помощью, как только к ростово-суздальскому князю Юрию, жившему по заветам своего знаменитого отца, Владимира Мономаха. И Долгорукий, надо сказать, всегда приходил на выручку гонимому и обиженному, как и учил его отец. Не мог сам, отправлял на помощь сыновей с войском. Знаменитая фраза Юрия о призвании «В град Москов на обед силен» как раз и была адресована черниговскому князю Святославу Ольговичу, которого великий князь Изяслав с Давидовичами травили, как дикого зверя.

Да и не считал Юрий Долгорукий (или, по-старинному, Гюрги) Изяслава законным правителем. Раз в Киеве восседал Мономах, то трон должен был перейти к его сыну, то есть к нему, Долгорукому.

Святослав в «град Москов» к Юрию прибыл. И не с пустыми руками, а – «дал ему барса». Речь идет, вероятно, о редком подарке – охотничьем гепарде, которых персидские цари и половецкие ханы использовали для охоты. Некоторые историки даже предположили, что это был не живой леопард, а шкура зверя. Любопытно представить, как Святослав преподнес бы такой подарочек: «Вот, Юра, смотри, какая пятнистенькая. Мне ее по случаю достали…» Зная горячий нрав Долгорукого, легко представить, чтобы за этим последовало. Нет, речь шла о живом звере – древнейшем символе русов. Такой подарок был символичен и, безусловно, чрезвычайно лестен для любого русского князя. «Барс» мог означать лишь одно – отныне Долгорукий, бесшумно подкрадываясь, должен рвать врагов клыками и когтями, дабы навести порядок в державе. А потому – быть ему великим князем!

Князь подарок оценил и символ истолковал верно. Важно понять, что барс в Москве – это обозначение города, как будущего центра государства русов. И потому он мог бы стать гербовым животным Москвы. Но не стал. Он появился, правда, в виде льва, на гербе города Пскова.

После встречи Юрий Долгорукий возобновил сражение за южные области Руси. В союзе с черниговскими князьями и верными половцами он разбил войска Изяслава Мстиславича у Переяславля. А было это так. Перед началом сражения Изяслав собрал военный совет в своем шатре. Старики советовали великому князю не вступать в сражение, а молодые горячие головы считали, что раз Юрий находится рядом, то надо его схватить и держать в плену, чтобы он больше никому не мог угрожать. Этот безумный совет понравился Изяславу, и он велел начать наступление на Долгорукого. В сумерках переправились через реку Трубеж. Суздальцы уже собирались ложиться спать. Дозорный отряд, увидев переправу неприятеля, двинулся им навстречу. В лагере Изяслава начался переполох: решили, что Юрий их упредил и первым пошел в атаку. Пока разбирались, что к чему, окончательно стемнело. Войска застыли друг против друга. Затем началось сражение стрельцов. Юрий дал команду отступать к обозам. Киевляне обрадовались, решив, что суздальский князь испугался и дал деру. Они припустили следом и столкнулись нос к носу с суздальцами. Отход Юрия оказался обманным маневром. В темноте началась битва. Как это обычно и бывает, бой шел с переменным успехом, и до поры нельзя было сказать с уверенностью, на чьей стороне победа. В стане Юрия при наступлении Изяслава дрогнули и бросились удирать половцы. А великому князю изменила его «гвардия» – киевляне. Долгорукий без половцев мог обойтись, а вот Изяслав без киевской дружины – никак.

Позже, в 1151 году, Изяслав разбил Юрия на р. Руте и вернул себе Киев. Юрий вернулся в Суздаль, а спустя четыре года пришел на берега Днепра и вновь занял Киев. Три раза брал он столицу. В третий раз он просто лишил власти Изяслава Давидовича.

Купить качественную каболку от завода-производителя по низкой цене, вы можете в интернет-магазине kabolka-shop.ru, где представлен разнообразные выбор ассортимента для подбора товара подходящей вам специфики.

Спустя два года Юрий Долгорукий скончался. Как предполагают, был отравлен киевскими боярами. После его смерти киевляне побили суздальцев, которым он доверил руководство, а его похоронили, по одной из легенд, в храме Спаса на Берестове. Впрочем, настоящая могила его не найдена.



Опубликовано 18.11.2020 admin в категории "2. Татаро-монгольское иго (XIII - XV вв.)", "История России