Питер Брейгель (Старший): биография и творчество

Брейгель

Исторических источников, рассказывающих о жизни и творчестве Питера Брейгеля, крайне мало. Даже год рождения указывается приблизительно. Местом его рождения часто называют приграничный город Бреда. Свою деятельность Брейгель начал в Антверпене подмастерьем у художника Питера Кука ван Альста. С 19-летнего возраста трудится у издателя Иеронима Кока. Их тесное сотрудничество будет успешным и очень длительным.

В 1551 году Брейгеля принимают в Гильдию св. Луки, и он получает звание мастера. В 1552 году посещает несколько крупных городов Италии. В Риме он познакомился с мастером миниатюры Джулио Кловио и создал «Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере». В изображении фигур ему оказывает помощь Мартин де Вос.

Брейгель

Возвратившись в 1554 году домой, живописец еще долго находился под впечатлением от увиденных им итальянских пейзажей. Он пишет великолепное полотно «Неаполитанская гавань».

В 1555 году Иероним Кок издает несколько гравюр Брейгеля с пейзажами. Отметим, что одновременно здесь печатались гравюры с полотен Иеронима Босха. Его фантасмагория, шифрованный язык аллегорий, возможно, в некоторой степени повлияли на творчество Брейгеля. Он создает картины, где бесконечность мира поглощает простого обывателя: «Притча о сеятеле», «Падение Икара».

«Падение Икара»

Брейгель

С 1558 года мастер всерьез занимается творчеством, он уделяет работе все свое время. В 1559 году он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Люди одеты в карнавальные костюмы. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Некоторые искусствоведы считают, что эта сценка была своеобразным ответом на указ Филиппа II. Этот король-аскет требовал строгого выполнения всех обрядов, но в государстве, которое недавно пережило жестокое поражение в военных сражениях, прокатилась волна террора святой инквизиции.

«Битва Масленицы и Поста»

Брейгель

Поэтому Брейгель уже не изображает безграничные и красивые пейзажи, а все чаще пишет бурлящую людскую стихию. Эту идею мастер позже разовьет в «Фламандских пословицах» и «Играх детей».

«Фламандские пословицы»

Брейгель

В картине о детях мы видим обычную городскую улицу, где играет множество ребятишек. Интересно, что здесь даже не обозначен предел перспективы. Автор хотел показать, что детские забавы – простые, не имеющие никакого смысла – символизируют такую же абсурдную деятельность человечества.

Интернет-магазин, который для реализации всех ваших творческих идей предлагает большой выбор различной фурнитуры, где присутствует большой выбор zip пакетов.

В 1550-х годах живописец обратился к теме места человека в этом сложном мире. Происходит резкая смена сюжетов его произведений. Зловещая фантастичность его сюжетов превосходит даже Босха. «Триумф Смерти» – высохшие скелеты нападают на людей, а ищут убежище от них в огромной мышеловке со знаком креста.

«Триумф Смерти»

Брейгель

«Безумная Грета» – сморщенная древняя старуха, обряженная в латы, держит в трясущихся руках шпагу. Она решительно намерена броситься в ад – это яркая аллегория жадности.

 «Безумная Грета»

Брейгель

В 1563 году Брейгель женился на Майкен Кук, которая является дочерью его друга – художника Питера Кука ван Альста. Питер Брейгель с молодой супругой уезжает в Брюссель. В браке рождается два сына – в будущем известные живописцы. Многие произведения на данном этапе своей жизни Брейгель пишет по заказу. Покровительство мастеру оказывают – кардинал Антуан Перрено де Гранвела, который фактически управляет Бельгией в то время; известный коллекционер Николас Йонгелинк, ученый Авраам Ортелий.

До нашего времени дошло не более 20 полотен мастера, относящихся к этому периоду его творчества. Главные герои в них («Избиение младенцев», «Путь на Голгофу» и др.) теряются среди толпы. Мастер словно специально затушевывает значимость исторического события или чуда в повседневности.

На картине «Путь на Голгофу» («Несение креста») предстает безликая толпа, она весело глумится над Христом, склоненным под тяжестью креста, однако его фигура почти неразличима в людской суете.

«Путь на Голгофу»

Брейгель

В искусстве Нидерландов и всей мировой культуре полотна Брейгеля «Времена года» имеют неоценимое значение. В 1565 году мастер пишет серию пейзажей из 4-х картин о временах года. Пожалуй, не найти больше такого утонченного изображения природных явлений. Ее бескрайность и великолепие на этих полотнах гармонично сливаются с жизнью простого труженика.

«Сумрачный день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стада» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Зеленовато-бурые и слегка рыжеватые оттенки помогают мастеру создать некую плоть, из которой он умело строит образы. Стоя у этих шедевров, нам слышится тихое унылое мычание коров, звонкий цокот копыт коня, громкие нетерпеливые возгласы погонщиков. Картины до того реальны, что кажется до нас долетает легкий, едва уловимый запах пахучей сырости желто-багровой листвы. Фоном для царственно увядающей природы служат величественные горы на горизонте.

Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей, тогда Вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох сороки-белобоки, взлетевшей с обледеневшей ветки. Еще через мгновение до вас донесется усталое дыхание собак и тяжелая поступь охотников, упруго-хрустящая по насту. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. И ощутив на себе этот бодрящий морозец, так чудно изображенный на картине, Вам захочется поскорее очутиться в тепле родного дома.

Вера в людей и страх за простого человека, мгновение пьянящего оптимизма и затем тупого пессимизма, а также какая-то глубокая до дрожи неудовлетворенность сквозит в последних произведениях этого великого художника, всю свою жизнь ищущего, но так и не нашедшего гармонии в своем особом творческом мировосприятии.

«Охотники на снегу»

Брейгель

В 1567–1569 годах мастер создает произведения о жизни простого народа. В 1567 году была выполнена масштабная работа – «Крестьянский танец». Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Богатырские фигуры крестьян приближены к зрителю, написаны безупречно тщательно, но удивительно сдержанно и лаконично. Брейгеля, казалось, не интересовало шумное празднество крестьян, а лишь сами крестьяне – их облик, характерные жесты и манеры. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур произведено с точностью математика. Каждый персонаж несет в себе лишь одну черту образа крестьянства, а те, кому автор подарил главные из качеств, находятся на первом плане. Мастер собирает образ сельского жителя, придавая ему даже внешний суровый вид. Он показывает лучшие и худшие черты. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. В этом произведении Брейгеля родился новый бытовой сельский жанр, который впоследствии станет особым течением в искусстве. Но значение произведения не ограничивается этим. Так, впервые в истории живописи ярко выражен образ народа.

«Крестьянский танец»

Брейгель

На картине «Крестьянский праздник» художник еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд», и в особом ряду стоит картина «Слепые». В Средние века часто изображали слепого поводыря, который, медленно ступая, держит за руку другого слепого. Это символ «перевернутого мира вселенной», где все наоборот. Брейгель возвращается к этой теме. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Живописец много и мучительно раздумывал о духовной слепоте – случае, судьбе, которые управляют человеком. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Возможно, поэтому мастер помещает в сюжеты символ веры – храм.

Питер Брейгель скончался в Брюсселе в начале осени 1569 года, когда ему было около сорока пяти лет.



Опубликовано 01.06.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы