Чжан Цянь: основатель Великого Шелкового пути

Чжан

Замкнутость древних цивилизаций

В Древнем  мире все цивилизации были замкнуты и развивались по собственным законам, принципам и традициям. Каждая из цивилизаций по-своему «изобретала велосипед» – формировала набор политических институтов, экономических структур, технологических новшеств. Каждое древнее общество имело свои религиозные верования, имеющее как существенные отличия друг от друга, так и некоторые сходства. Например, более или менее взаимодействовавшие Египетская  и Античная цивилизации создали классическую систему язычества, основанную на представлении о существовании огромного количества богов, каждый из которых отвечал за определенный вид человеческой деятельности и природной стихии. В свою очередь, ближневосточные культы основывались на противопоставлении и борьбе темных и светлых сил, которая проявляется, в том числе, и в обыденной жизни. Например, зороастризм в древней Персии.

На Индийском полуострове идет процесс оформления индуизма, основанного на идее общего небесного закона, которому все подчиняются, в том числе и боги. Основой данных религиозных представлений стала доктрина перерождений и множественности жизни.

Наконец, в Китае господствующей идеей, как и в Индии, стало поклонение высшему вселенскому принципу – дао, однако в целом китайские практики концентрировались вокруг политических и общественных процессов. Таким было, например, конфуцианство. Никакой культурной и религиозной дискуссии, что было характерно для эпохи распространения мировых религий, еще не существовало. Все изменилось с появлением Великого Шелкового пути, позволившего создать общее евразийское политическое, экономическое, технологическое и культурно-религиозное пространство.

Чжан Цянь и появление Великого Шелкового пути

Создание самой важной торговой артерии на рубеже Древности и Средневековья произошло в 138 году до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь был направлен императором У-ди на запад. Дипломат должен был отыскать союзников для борьбы против кочевых племен хунну среди враждебных им народностей, населявших в то время Среднюю Азию, известную в европейских источниках как Согдиана.

По пути отряд Чжана Цяня, состоявший из сотни воинов, был разгромлен хунну, а он сам на долгих десять лет попал к ним в плен. Однажды ему все-таки удалось сбежать, и посол отправился в далекое путешествие. Ему удалось дойти до восточных границ Бактрийского царства, созданного Александром Великим. Чжан Цянь не нашел союзников, но он привез в ханьскую столицу ценные сведения о других великих странах – Персии, Индии и далекой Римской империи, с которыми Китай мог организовать торговлю.

Выслушав доклад посла, У-ди приказал своей армии двинуть на запад армию. С ее помощью хунну были разбиты, а также был пробит среднеазиатский коридор, по которому сначала хлынули восточные товары, прежде всего шелк, а потом технологии, культурные новшества и религиозные идеи. За первые сто лет существования Великого Шелкового пути мир полностью преобразился. Эпоха замкнутых цивилизаций закончилась. Ей на смену пришло общее евразийское пространство. Те же общества, которые оказались за пределами бурного межцивилизационного диалога очень скоро стали отставать в развитии, поскольку новаторские идеи и технологии не попадали туда. Самым наглядным примером могут служить цивилизации Доколумбовой Америки, в которых так и не сложились нормальные товарно-денежные отношения, а политическая система сохранила многие черты первобытной родовой общины. В результате они были легко покорены и поглощены более развитыми культурами, пришедшими на американский континент из-за океана.