«Звездные часы человечества» Стефана Цвейга

Цвейга

Жизнь и творческая судьба известного писателя Стефана Цвейга составляет одну из самых трагических страниц европейской литературы ХХ столетия.

Стефан Цвейг появился на свет 28 ноября 1881 г. в одном из древнейших культурных центров Европы – Вене. Австрийская литература, как и вся европейская литература конца XIX – начала XX века, переживала трудное время, связанное с глубоким кризисом реалистического направления. Все большее влияние на развитие искусства оказывало декаденство. Стефан не мог не испытать этого влияния. Оно ясно чувствуется в первом сборнике стихотворений Цвейга «Серебряные струны», а также книге новелл «Любовь Эрики Эвальда». Но вскоре Цвейг понял, что эти ухищрения являются совершенно бесплодными в творческом росте истинного художника и развитии литературы.

Перед молодым писателем встала проблема – понять цели и задачи искусства, его эстетическую и социальную ответственность перед обществом. В этом благотворное влияние оказал Цвейгу опыт Федора Достоевского, Ромена Роллана и Эмиля Верхариа. Под их влиянием Цвейг глубже понял смысл современной ему действительности, причины жизненных противоречий. Писатель все чаще обращается к жизни простых людей, их внутреннему миру, радостям и разочарованиям. Все это привело Цвейга в лагерь литераторов-гуманистов. Но для Цвейга «зло» и «добро» являлись извечными спутниками жизни человека и всего человечества. Внимание писателя было приковало не к социальным конфликтам, а к противоречиям этического, нравственного порядка. Основное внимание Цвейг уделял показу душевного состояния своих героев, их психологического мира.

В 1911 г. были изданы новеллы «Первые переживания». Этот сборник сразу привлек внимание многочисленных читателей Австрии. Новеллы, вошедшие в сборник, объединены общей проблематикой. Главные действующие лица – дети, хотя писатель исследует нравственный облик их родителей, старших братьев и сестер. Герои – только вступающие в большую жизнь люди, но с первых же шагов они сталкиваются с нравственной испорченностью во взаимоотношениях старших, с алчностью и обманом. Они чувствуют себя беспомощными и жалкими в этом таинственном и страшном мире, не находя выхода из этого мрака. Герои новелл и в «большой» жизни, и в семейных взаимоотношениях лицом к лицу встречаются с лицемерием, обманом, с низменными желаниями и поступками, переживают душевный кризис, теряют веру в добро, справедливость, чистоту помыслов.

Герой Цвейга – «вещь в себе», он одинок, отчужден. А мир, нарисованный в его новеллах, полон разочарований, утерянных надежд – это мир зла и тьмы. Волей писателя этот мир едва освещен слабым светом милосердия и сострадания. Но свет настолько слаб и бессилен, что не может противостоять не только безжалостным бурям, бушующим в реальном мире, но даже легкому дуновению ветерка.

В новеллах Цвейга подвергаются резкой критике не основы современного ему мира, а лишь нравственно-этический облик его – в этом основной характер гуманизма писателя.

В 1914 г. в Европе сложилась чрезвычайно сложная идейно-политическая обстановка. Цвейг не смог в полной мере разобраться в характере происходивших социальных потрясений, понять их суть. Произошло резкое размежевание среди деятелей европейской культуры. Некоторые представители интеллигенции, вчера еще считавшиеся борцами за человеческие ценности, под влиянием шовинистической пропаганды встали в ряды сторонников войны.

Прогрессивные деятели науки и культуры считали войну настоящим преступлением против человечества. В первых рядах стоял Ромен Роллан. На стороне их был и Стефан Цвейг.

Цвейг с присущей ему страстностью защищал культуру, но верил не народу, а отдельным выдающимся личностям, совершившим героические поступки в истории цивилизации. Писатель считал, что именно такие личности двигают колесо истории, озаряя своей судьбой весь путь человеческого развития. Такое отношение к истории ясно обозначилось в миниатюрах «Звездные часы человечества».

Героями произведений, вошедших в этот небольшой сборник, стали реальные люди, оставившие в истории яркий и неизгладимый след. Цвейг считал, что историю делают именно такие люди. Кто же они, своим звездным часом, предопределившие грядущие годы и века? Это испанский конкистадор, человек авантюрной судьбы Бальбоа, который открыл путь к Тихому океану; Руже де Лиль, автор всемирно известного революционного гимна «Марсельеза»; первооткрыватель золота Эльдорадо, кончивший жизнь в нищете, Иоганн Август Зутер; Сайрус Филд, проложивший кабель телеграфной связи через океан между Америкой и Европой, капитан Скотт, ценою своей жизни одним из первых проложивший путь к Южному полюсу.

Описывая подвиги своих героев, их «звездные часы», Цвейг строго придерживается исторических фактов. Нельзя не восхищаться величием подвигов героев произведения. Человечество всегда преклоняется перед их памятью, никогда не забудет этих людей, их вклад в историю. По Цвейгу – подвиг героев – их «звездный час» вызывается не исторической необходимостью и ходом исторического развития, а, наоборот, сама история, жизнь миллионов людей определяется «звездным мгновением», волею таких героев.

В биографиях, посвященных жизни и творческому подвигу писателей, Цвейг продолжает тему, определенную в «Звездных часах». Среди этих произведений выделяются романизированные биографии Оноре де Бальзака и Ромена Роллана.

В начале 1930-х годов, когда идеология фашизма стала распространяться по Западной Европе, Цвейг в своем творчестве испытывал глубокий кризис, поставив себя как бы над политическими направлениями. Это была его трагедия. В эпоху, когда решалась судьба человечества, Цвейг остался в плену либеральных иллюзий. Но обостряющаяся борьба требовала от писателя более активного вмешательства в события, пересмотра идеологических позиций. Все это отразилось в произведении, посвященном великому португальскому мореплавателю Фернану Магеллану. Здесь, как и раньше, Цвейг остался верен реальным историческим фактам.

Не все, что выходило из-под пера Цвейга, имеет одинаковую ценность. Некоторые произведения писателя не выдержали испытания временем. Но лучшие его произведения до сих пор волнуют умы и сердца миллионов читателей. В этом смысле особое значение имеют его новеллы.

Огромное восхищение вызывают женские образы. Цвейг тонко понимает женскую психологию, легко ранимый внутренний мир женщины. Эту черту творчества писателя отмечал еще Максим Горький. Такие новеллы, как «Письмо незнакомки», «Легенда о сестрах-близнецах», «Амок» навечно вошли в историю мировой литературы. Люди всего мира читают и перечитывают их снова, спустя несколько лет. Молодежь учится у них нежности и пониманию, состраданию и ответственности за свои поступки. Молодые девушки нередко во время чтения этих произведений украдкой вытирают влажные глаза.

Накануне оккупации Австрии фашистами, Стефан Цвейг навсегда покинул свою горячо любимую родину. Он поселился в Бразилии, в небольшом провинциальном городке Петрополисе. Здесь стал усугубляться пессимизм писателя, угнетать оторванность от родины. Это и предопределило трагический конец 23 февраля 1942 г.

Но вечными остались его поиски справедливости и добра, его уважение и любовь к человеку, вера в вечность «Звездных часов человечества».



Опубликовано 05.08.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы