Жизнь и пророчества Мишеля Нострадамуса

Нострадамус

Мишель Нострадамус родился в Сен-Реми во Франции в 1503 году; его родители евреи-христиане. Оба его деда занимались врачеванием и служили астрологами при дворе «доброго короля Рене» (Анжуйского); двор находился в Эксе, в Провансе. Отец Мишеля служил адвокатом. Дедушка со стороны матери, потеряв работу после смерти короля Рене, посвятил себя образованию одаренного внука.

Мишель овладел греческим, латынью, еврейским, а также овладел медициной и астрологией. Когда умер дедушка, другой дед взялся за воспитание и образование внука. Было решено, что ондолжен стать врачом; он поступил в университет в Монпейе. Экзамены выдержал без малейшего труда. И только получил документ об образовании, как в Провансе разразилась чума, представилась возможность показать свое искусство врачевателя. Искусством он обладал не менее замечательным, чем Парацельс. Был прирожденный целитель. Чума, казалось, не пугала его, а она убивала жителей Монпейе сотню за сотней. С 1525 г. по 1529 г. он путешествовал, повсюду борясь с чумой как мог, и — вернувшись в Монпейе, наконец, получил докторскую степень, которую заслужил еще четырьмя годами раньше.

Обосновался врач в Ажене, сделавшись близким другом Сколике, одного из знаменитейших ученых Европы. Там решил жениться. Его практика процветала. Но снова разразилась чума и унесла его жену и двоих детей. Вновь переезд, преследования, обвинения в ереси, потому что однажды он осмелился процитировать изречение об идолах, видя рабочих, устанавливавших статую Богоматери.

Последовали восемь лет странствий; странствия как будто — обычная судьба магов шестнадцатого столетия. Именно тогда странные способности Нострадамуса пришли в действие. Ему были даны вспышки «второго зрения». В Италии он встретил молодого человека по имени Феликс Перетти, тот пас свиней, а затем стал монахом; говорят, что Нострадамус упал на колени перед ним и обратился к нему «Ваше Святейшество». А уже после смерти Нострадамуса Перетти стал папой Сикстом Пятым.

Другая история касается сеньора де Флоринвиля, в доме которого проживал Нострадамус. Тот попросил его предсказать, что станется с двумя поросятами с фермерского двора; Нострадамус ответил, что волк съест белого поросенка, а они сами съедят черного. Тогда сеньор приказал заколоть белого на ужин тем же вечером. Но пока тушка животного лежала на кухне, готовая для поджаривания, молодой волк пробрался на кухню и устроил себе прекрасную трапезу. Повар заколол другого поросенка и приготовил ужин. Пока они ужинали, Флоринвиль с торжеством объявил Нострадамусу, что предсказания не сбудутся. Маг возражал — послали за поваром. Под суровым взглядом хозяина повар рассказал о происшедшем.

В 1544 г. Нострадамуса опять позвали для борьбы с чумой, на этот раз в Марселе. В ноябре в Сен-Реми случилось наводнение, в волнах качалось и тонуло множество трупов, это еще усилило чуму. В 1546 г. он едет в Экс для борьбы с чумой. В наши дни почти невозможно представить, какие ужасы он там наблюдал, но в середине века они были делом обычным. Экс был совершенно опустошен; ворота заперты, улицы полны незахороненных трупов, церкви открыты, придворный суд и парламент бездействовали.

Как бы то ни было, он действовал настолько успешно, что ему назначили пенсию. Нострадамус едет в Салон и там продолжает врачевание. А в 1547 г. он решил обосноваться в Салоне. Снова женился, купил дом и провел остаток жизни — девятнадцать лет — занимаясь медициной и записывая свои пророчества. Женился на вдове, они поселились на узкой темной улице. Там он мирно работал, приобретая тем временем репутацию мага и пророка по всей Европе. Его последователь Жан де Шавиньи поселился в одном доме с Нострадамусом, сделавшись его биографом.

После восьми лет жизни в Салоне Нострадамус выпустил в свет первое издание своих пророчеств — он назвал книгу «Столетия». Каждое из пророчеств представляет из себя четверостишие. По содержанию четверостишия исключительно темные. Вдобавок, они составлены без всякого порядка. Автор опасался обвинения в колдовстве. Если его невинный комментарий по поводу статуи богоматери назвали ересью, что произойдет, когда он предскажет взлеты и падения королей и пап? Он старался всем объяснить, что он ни в коем случае не «оккультист». В предисловии маг обращается к сыну, которому тогда было всего несколько месяцев, и заявляет, что он сжег бы все свои книги, если их пустят в ход охотники за властью. Но Джеймс Лэйвер, автор одной из лучших книг о нем, утверждает, что в своих прозрениях он использовал способы магии.

Действительно, четверостишия очень странные.

«Ночью проедут по лесу королев муж и жена, долиной мучений (кружным путем); Херн белый камень; черный монах в сером в Варенне; выборные; отсюда буря, огонь, кровь и резня».

Варенна только однажды появляется в европейской истории, именно поэтому четверостишие служит для нас пробным камнем. Оно связано с попыткой бегства Людовика XVI и его жены Марии Антуанетты после французской революции. 20 июня 1791 года король и королева, переодевшись, сбежали, пользуясь выходом из апартаментов королевы — король в сером, она в белом. Их опознал почтовый служащий в Шалоне, их арестовали в Варенне. Арестованные провели ночь у торговца по имени Сое, а затем были отправлены в Париж и обезглавлены. Людовик по темпераменту был монах, и он был избранный король, ведь он пользовался своей властью более по решению Ассамблеи, чем по воле бога.

Слишком много «намеков» в этих четырех строках, чтобы считать их случайностью. Двое — в белом и сером — следуют в Варенну кружным путем — затем буря, огонь, кровь и резня, а это, как замечает Лэйвер, напоминает нам о гильотине. Есть также темные места, необъясненные фразы и слова. Какой лес королев имеется в виду? Хотя Чарлз А. Уард в книге о Нострадамусе уверяет, что имеется в виду дорога на Варенну. Но довольно странно, что говорится о Reines — о королевах во множественном числе, хотя только одна королева вовлечена в эпизод. В одном из изданий вместо forest /лес/ напечатано bores, это по-латыни означает «дверь». Они сбежали через дверь королевы. Для Нострадамуса вообще характерно мешать французский и латынь по своему побуждению. Что такое «Херн белый камень»? Возможно, слова относятся к Марии Антуанетте. Лэйвер утверждает, что Херн — анаграмма слова «королева» (reine). Буря, огонь и кровь — нужны ли комментарии.

Большей частью пророчества касаются французской истории. Революция была в ней важнейшим эпизодом.

«Когда поток помета пойдет из вихря, а их лица закроются плащами (плащами псевдозаконов, по которым творились кровопролития?), новые люди установят республику, их красные и белые займут противоположные позиции».

«Новые люди» поднялись, чтобы установить республику. Их имена известны: Робеспьер, Дантон и Марат — якобинцы, краснее красного. И когда Франция оказалась ввязанной в войну с Австрией и Пруссией, и когда прусский герцог Брунсвик провозгласил свое намерение вернуть полную власть французскому королю; это был конец Людовика. Толпа победила. Всех «благородных» арестовали, затем толпы ворвались в тюрьмы и растерзали арестованных. Провозглашена республика, король и королева, претерпев пытки, казнены. Франция объявила войну Англии, войска выступили с целью сделать Англию республикой. В Париже гильотина взлетала и падала с рядом монотонных ударов. Робеспьер пришел к власти после убийства Марата Шарлоттой Корде. Химик Лавуазье и поэт Андре Шенье гильотированы за то, что они аристократы. «Умеренно красные» (жирондинцы) гильотированы за свою умеренность. Сам Дантон гильотирован за несогласие с политикой бойни.

В свете истории «намеки» Нострадамуса видны более ясно. Один из первых актов революции был — преобразовать провинции Франции (Нормандия, Бургундия и так далее) в «департаменты».

«Топография будет фальсифицирована; урны и памятники открыты; множество сект распространится, религиозная философия; для белого, черного; новое незрелое (зеленое) заменит древнее».

Кладбище французских королей в Сен-Дени было осквернено, их прах разбросан по окрестностям. Рационалистическая философия Вольтера заменит религию. Но, напротив, рационалист Хебер и его последователи пошли на гильотину, а Робеспьер проповедовал, как религиозный маньяк.

Существование французского духовенства было законодательно запрещено, их деньги и имущество отданы республике. Это исключительно ясное место: «Великие люди замучены, святой закон порушен, христианство поругано новыми законами, новые золото и серебро найдены». Имеются в виду конфискованные богатства духовенства.

Еще остается дюжина четверостиший, напрямую связанных с революцией. Приводить их здесь, думаю, излишне. Их можно найти в книге Чарлза Уарда «Пророчества Нострадамуса». Но есть одно из них, которое не привести не могу:

«Влиятельных граждан восставшего города, которые пытались восстановить свободы, обезглавили массы; жестокие схватки, крики, на Нант жалко смотреть».

Жители многих городов Франции были потрясены жестокостью якобинцев и протестовали против якобинского движения. Лион расправился над одним из своих якобинских вожаков, бросив вызов Парижу. И Нант попытался сбросить иго Парижа. Так же поступили Марсель и Бордо. Но все, в свое время, жестоко расплатились за смелость. Не повезло Нанту: он подпал под власть сумасшедшего по имени Карье. Видимо, сумасшедшего в буквальном смысле. Он алчно говорил о крови. У него случались припадки, он катался по полу и выл, как пес. Его цель — отомстить Нанту — превратилась в манию садиста. Ненавидел детей — «Все они щенки» — и приказал отвести пятьсот детей в луга и казнить: сначала застрелить, потом избить дубинками. Гильотина ему казалась инструментом слишком медленным. Карье изобрел новый метод казни: утопление. Баржа, на которую вводили толпу арестованных, отправлялась на середину реки, там ей дырявили дно.

После падения Робеспьера состоялся суд над Карье. Карье и его подручные мясники были гильотированы.

Перед лицом этих фактов можно сделать вывод, что четверостишие о влиятельных горожанах Нанта должно, вероятнее всего, относиться именно к этим эпизодам. Но в другом четверостишии и о воде идет речь. Ужасы революции представлены там следующим образом: «Огонь, вода, железо и веревка». Предсказатель говорит: «Те, кто использовал эти средства, от них же умрет». И заканчивает удивительной строчкой. «Исключая одного, кто весь мир повергнет в руины» — Наполеон.

Королевой Франции в 1555 году была Екатерина Медичи, она изучала «оккультные» явления. И на то у нее были веские причины. Известный провидец по имени Люк Горик или Горикус предсказал смерть ее супруга, Генриха Второго, на дуэли. И слава этого провидца была не меньшей, чем слава Нострадамуса. Горик предсказывал по звездам, но нет как будто сомнений, что он обладал «паранормальными» способностями наподобие способностей нашего современника Питера Харкоса. Он составил гороскоп Джованни Медичи, сына великого Лоренцо, и в точности определил, что ему суждено стать папой. (Джованни стал Львом Десятым, тем самым, с которым воевал Лютер.) В Шотландии Горик предсказал архиепископу Сент-Эндрью, что тот погибнет на эшафоте — так и случилось, тот стал жертвой врагов-протестантов.

Горику принадлежит двойное пророчество, касающееся короля Франции Генриха Второго. Прежде всего, он предсказал, что приход его на трон будет сопровождать дуэль. Дуэль имела место — между Г и Сабо Жарнаком и Франсуа ла Шатенерэ в 1547 году; король присутствовал при гибели Шате-нерэ. Но вторая часть пророчества состояла в том, что дуэль приведет к смерти самого короля. Это казалось невероятным, но Екатерине Медичи не понравилось. Она решила сменить пророка и обласкать другого. Она вызвала Нострадамуса, он произвел на нее впечатление. Нострадамус описал смерть короля в стихах своих «Столетий»:

«Молодой лев победит старого, на поле битвы в единственном бою; в золотой клетке он пронзит свои глаза, два ранят одного, потом мучительная смерть».

В 1559 году вышли замуж две дочери Генриха Второго: одна за Филиппа Испанского, другая за герцога Савойи. Генрих принял участие в празднествах — очевидно, забыв о предсказаниях дуэли. Когда он вышел на рыцарский поединок с молодым Габриэлем, графом де Монтгомери, осколок разбитого древка от копья противника пронзил ему глаз — он пролетел через его позолоченное забрало — то есть попал в «золотую клетку». Через десть дней он умер: конечно же, мучительной смертью.

Екатерина была в трауре по мужу семь лет, а затем правила еще тридцать лет, или во всяком случае, играла очень большую роль в делах Франции. За Генрихом Вторым последовал Франциск Второй, болезненный и молодой; Нострадамус составил его гороскоп по просьбе короля. В стихах провидца сказано, что старший брат вдовы умрет, не достигнув восемнадцати лет; его следующий по возрасту брат будет обручен, далеко не достигнув восемнадцати. Франциск умер от заражения крови за шесть недель до восемнадцатилетия. Его невротический брат Карл Девятый (ему было десять, когда умер Франциск) обручился с Елизаветой Австрийской двенадцати лет. Четырнадцатилетний король нанес визит Нострадамусу в Салоне. Конечно, короля сопровождала мать. Екатерина попросила провидца составить гороскоп младшего сына, герцога Анжуйского, и провидец предсказал, что тот получит трон. Но еще больше он был заинтересован в судьбе молодого Генриха Наваррского, который также хотел получить трон. Провидец попросил мальчика раздеться, но тот отказался, испугавшись, что его побьют.

На следующий день рано утром Нострадамус зашел в спальню мальчика и осмотрел его: он установил, что Генрих однажды станет королем. Отсюда как будто ясно, что предсказания Нострадамуса, или некоторые из них, основаны не на астрологии, но на своего рода интуиции или втором зрении. Возможно, он осматривал родимые пятна — о том нам ничего не известно. В сущности, Карл Девятый, король, на котором лежит ответственность за Варфоломеевскую ночь, умер от туберкулеза лет двадцати пяти; Генрих Третий, занявший трон за ним, погиб от ножа монаха Жака Клемента, находясь в туалете; трон занял Генрих Наваррский, протестант. Все это довольно точно описано у Нострадамуса.

Здоровье предсказателя было подорвано. Возраст уже за пятьдесят, подагра перешла в водянку. Свою собственную смерть он предсказал с обычной точностью:

«По возвращении, выполнив миссию, королевский подарок на своем месте, он больше не будет действовать, он ушел, о господи; благодаря близким связям, друзьям, кровным братьям, его найдут возле кровати и скамейки».

Нострадамуса послали в Арль как представителя Салона. Вскоре после возвращения его нашли мертвым у кровати, на скамейке, которая помогала ему забираться в постель. По его просьбе, его похоронили, замуровав в стене церкви Корделье.

С тех пор его «Столетия» — предмет постоянного изучения. Одно из наиболее тревожных пророчеств гласит: «Как великий король Анголмуа, Год 1999, седьмой месяц, Великий король ужаса спустится с неба, В это время Марс будет править ради добра».

Это считается картиной конца света, но другие полагают, что речь идет о вторжении инопланетян. «Король ужаса» — это приводит на память атомную бомбу. А великий король Анголмуа (Angolmois), почти несомненно, Чингиз-хан — Angolmois пророк использует для обозначения Монголии. Возможно, он напоминает о «желтой опасности». Лэйвер считает, что Нострадамус придерживался распространенного в средние века взгляда: мир продержится семь тысяч лет. Предполагалось, что создан мир около 4000-го года до н. э. (Архиепископ Ашер называет дату: 4004 год, основываясь на точном сравнительном обсчете содержащихся в библии дат.) Как видим, по этим подсчетам, после конца нашего века миру остается существовать еще тысячу лет. Возможно, Нострадамус считал июль 1999 года началом конца, а не концом.



Опубликовано 26.07.2017 admin в категории "Интересная история