Зарождение рыцарства в Европе

Рыцари

Система вассалитета, несомненно, была одной из самых характерных черт Средневековья. Ее происхождение весьма сложно и остается постоянным предметом дискуссий среди исследователей. Не вызывает сомнений одно: что первыми вассалами были люди молодые, сильные, отважные, которым нечего было терять, – такими же были позднее идеальные рыцари Средневековья. Рыцарский кодекс чести включал такие моральные ценности, как честность, преданность, скромность, храбрость, твердость духа.

Он обязывал рыцарей выступать в защиту Церкви, помогать слабым, проявлять уважение к женщинам, любить родину, подчиняться своему господину, поступать по правде и справедливости, быть верным данному слову. Рыцарство обрело особую значимость во времена Крестовых походов, тогда произошла своего рода сакрализация рыцарского сословия. Лучшим примером этого считается знаменитая «Песнь о Роланде», являющаяся образцом свода этических принципов рыцарства. Огромную роль сыграли также chansons de geste – эпические поэмы, естественно о делах великих и героических, родиной которых был Прованс, то есть область, принадлежавшая тогда Анжуйскому роду. Среди рыцарей, воспетых средневековыми поэтами, было немало и правителей этой династии.

О ранних представителях Анжуйского рода хроникеры писали как о великих рыцарях–феодалах, которые не страшились битв и жили по наказам Господним. Так описывали Фулька I Рыжего и его сына Фулька II Доброго. Последний сменил меч на перо и с успехом писал гимны, сочинял для них музыку. И сын Фулька II Доброго, Готфрид I Гризегонель, запечатлен в хрониках как человек благородный и доблестный рыцарь. Эпические поэмы прославляли его как героя битв с императором Оттоном II.

Еще для старейшей Анжуйской линии по указанию графа Фулька Сварливого была создана династическая эпопея, полная героических подвигов и описаний сражений, – «История графов Анжу». Есть предположение, что хронику написал сам Фульк, возможно, однако, что вариант истории рода Анжу на латыни записал безымянный монах из Западной Франции. В хрониках описаны сражения представителей четырех поколений рода, естественно, победоносные, имевшие целью достижение безраздельного властвования в графстве.

Примерно в 1170 году появляется очередная книга, славящая Анжуйский род. Это написанная монахом Жаном из Мармутье генеалогия рода, дополненная житием Готфрида V Красивого Плантагенета. Этот граф Анжу украсил свой герб веткой дрока (лат. Planta-genista), которую он обычно прикреплял к своему шлему на турнирах. Монах изобразил графа рыжеволосым красавцем, жизнерадостным и храбрым воином. Другой хроникер, Ральф из Дичето, писал, правда, что с обаянием Готфрида соперничал его эгоизм и холодность.

Потомком этой линии Анжу был среди прочих Ричард Львиное Сердце, один из самых прославленных рыцарей Средневековья. Легендарными стали его битвы с султаном Египта Саладином в ходе Третьего крестового похода. Впрочем, из этого рода происходили многие крестоносцы, в том числе и такие благодетели рыцарских орденов, как Фульк, граф Анжу, позднее иерусалимский король, передавший богатые дары тамплиерам (он сам стал светским членом этого ордена) и госпитальерам.

Стоит упомянуть и о последних Крестовых походах, организованных под патронатом французского короля Людовика IX, позже причисленного к лику святых. Первый поход (VI по очередности), организованный в 1248 году под его предводительством, окончился неудачей (король попал в плен, из которого удалось освободиться только благодаря огромному выкупу). Следующий поход состоялся в 1270 году. Людовика, также имевшего родственные связи с Анжу, поддержали его сыновья, зять и брат, в то время король Неаполя и Сицилии, Карл I Анжуйский. К сожалению, и этот поход завершился трагически. Крестоносцы не только не достигли намеченной цели, да еще король пал жертвой чумы, буквально выкосившей армию крестоносцев. Попутно пострадал и Карл I Анжуйский, которого обвинили в смерти короля. Следует, однако, помнить о том, что именно благодаря решимости Карла удалось спасти крестоносцев от полной катастрофы.

Дворы правителей стали привносить рыцарский этикет в свою повседневную жизнь. Нормой стало посвящение в рыцари очередных представителей династий, появление рыцарской иконографии на эмблемах власти. Так было уже в XII веке.

В случае старейшей линии Анжу (будущих Плантагенетов) сохранились описания торжеств посвящения в рыцари Готфрида, графа Анжу, в 1128 году и его портрет с мечом и щитом.



Опубликовано 30.07.2017 admin в категории "2. Средние века (V - XV вв.)", "История Европы