Витус Беринг: экспедиции

Беринг

Берингово море, Берингов пролив! — Кому не знакомы эти названия! Но кто был Беринг, именем которого названы и море, омывающее северо-восточную оконечность Сибири, и открытый им почти 300 лет тому назад пролив, отделяющий Азию от Америки, и один из Командорских островов? Что сделал он, в чем его заслуги перед наукой и человечеством?

Приезд в Россию

Беринг был по происхождению датчанин, родился в 1680 году и с юности посвятил себя морскому делу. Он плавал не только в европейских водах, но побывал и в далекой Ост-Индии и приобрел репутацию знающего и опытного моряка. Оттого-то и пригласил его на службу Петр I, хотя Берингу было тогда лишь 24 года. «Беринг в Ост-Индии был и обхождение знает», так рекомендовали его Петру русские моряки.

Своеобразной и странной показалась Берингу жизнь в тогдашней России, где шла жестокая борьба между новыми веяниями и старым укладом. Но некогда было обращать на это внимание. Почти все время приходилось быть в плавании, составляя гидрографические описи пустынных берегов Сибири.

Все это были места совершенно неисследованные. Неизвестны были ни близлежащие острова, ни изгибы побережья, не знали даже, соединяется ли Азия с Америкой, или они разделены проливом. Вопрос же этот чрезвычайно интересовал европейских ученых того времени, и они обратились к Петру I с просьбой снарядить экспедицию для его выяснения. Петр Великий обещал, но разные дела все мешали, и лишь в 1719 году послал он геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку для разных исследований и одновременно поручил им выяснить: «Сошлася ли Азия с Америкой». Они сделали много полезных открытий, но главного так и не узнали. А между тем пролив между двумя материками был уже давно открыт. Случилось это так.

Открытие казака Дежнева

После покорения Сибири Ермаком разный служилый люд, промышленники и казаки, с торговыми целями и для обложения туземцев «ясаком» продвигались все далее и далее на восток, а попутно совершали и разные открытия. Только внимания на это обращали мало. Набить бы потуже мошну, а какая там река, да куда впадает, да какое море и что за остров на нем — не все ли равно!

Об открытиях все-таки сообщали властям. Так, например, казак Москвитин сообщил в Якутск, что к востоку от Сибири есть большое море. После этого другие доходили до Камчатки, а в 1648 г. казак Дежнев вышел из устья Лены на коче для промысла моржей и песцов. Плыл он все дальше и дальше вдоль берега и дошел до устья р. Анадыря, которая впадает в море за Чукотским полуостровом; иначе говоря, Дежнев прошел проливом, отделяющим Азию от Америки.

Дежнев был человек толковый; он понял, что сделал важное открытие, и послал об этом донесение высшим властям. Но ведавшие этим делом умники не обратили на него внимания, и донесение где-то затерялось. Лишь впоследствии, уже после вторичного открытия пролива, оно было обнаружено академиком Миллером в Якутском архиве. А пока так и оставалось неизвестным, соединяются ли оба материка или нет.

Когда Евреинов и Лужин не выяснили этого вопроса, Петр I решил снарядить другую экспедицию, начальником которой назначил уже успевшего зарекомендовать себя Беринга.

Первое путешествие

Но трудно даже и представить себе всю сложность предстоявшей ему задачи. Было это примерно 280 лет тому назад, но кажется, что века отделяют нас от той эпохи, когда достижения техники и науки находились еще в младенческом состоянии и жизнь людей протекала в самых первобытных условиях. О пароходах, железных дорогах, автомобилях, самолетах и прочих столь привычных нам благах цивилизации тогда, конечно, не имели никакого понятия. В Сибири того времени не было даже и гужевых дорог.

К Байкалу добрались лишь поздней осенью, и здесь в Ильимске провели зиму с 1725 на 1726 г. Отсюда Беринг послал Чаплина в Якутск приготовить вьючных лошадей, а Шпанберга с 40 матросами в Усть-Камчатский острог — построить барки, чтобы спуститься вниз по Лене до Якутска, куда таким способом и добрались к середине лета. После столь длинного пути люди были измучены, но все это были пустяки по сравнению с тем, что предстояло впереди.

До сих пор все-таки либо плыли на лодках, либо тащились по дорогам, хотя и плохим. Теперь же предстояло пройти громадное расстояние по совершенно дикой бездорожной местности. Унылая тундра, болота, перелески либо горы и лишь едва заметные тропинки, по которым проехать можно только верхом. Местных средств пропитания никаких, настоящая пустыня.

И вот по такой-то местности приходилось не только двигаться самим, но главное тащить все имущество. Кроме дерева, все необходимое для постройки судов — снасти, паруса, канаты, якоря, железо для крепления, даже смолу, — все это нужно было везти из Петербурга. Пришлось заготовить около 500 лошадей. Но опять новая забота, как навьючить на них столь громоздкое имущество? Но разве могло что-нибудь остановить такого человека, как Беринг, разве существовали для него препятствия.

«Руби якоря на части! рассучивай канаты! расшивай паруса! а придем в Охотск — якоря сварим, канаты ссучим, паруса сошьем!». Так и поступили. Навьючили все на лошадей и двинулись в путь. Но тут качались невыразимые мучения. Лошади падали от истощения и бескормицы, и людям было не лучше. Вскоре наступил настоящий голод, дошло до того, что приходилось есть кожу, подошвы от сапог. И словом, и личным примером подбодрял всех Беринг, поддерживая, насколько мог, бодрость духа. Только к лету следующего 1727 г. собралась вся экспедиция в Охотске. Но в каком виде! Люди походили на привидения, — до того они были истощены, а лошади почти все передохли.

Другой, быть может, впал бы в уныние, счел бы задачу невыполнимой. Но не таков был Беринг. Дав немного оправиться людям, он послал часть команды сухим путем в Нижне-Камчатск, чтобы там строить суда, а сам с остальными остался в Охотске, где также занялся постройкой судна. К осени удалось спустить на воду галиот, получивший название «Фортуна». Нашли на месте еще один старый бот, приспособили его для дальнего плавания и вышли в море. Но в устье р. Большой захватила зима. Приходилось зимовать в Болынерецке. Между тем наступил уже 1728 г. Деятельная натура Беринга не могла примириться с необходимостью, в буквальном смысле слова, «ждать у моря погоды». Ведь прошло уже три года со дня выступления из Петербурга! Беринг решил отправиться в Нижне-Камчатск сухим путем.

В начале января 1728 г. на 78 санях, запряженных собаками, были отправлены съестные и разные другие припасы, а вслед за ними выехал и сам Беринг. Пришлось проехать на санях более 800 км. Путешествие это было также не из легких. Весною 1728 г. вся экспедиция собралась в Нижне-Камчатске. 9 июля спустили на воду судно, получившее название «Св. Гавриил», а 13 июля Беринг с тремя офицерами и 40 матросами вышел в море.

Тут, собственно, начинается самая удивительная часть путешествия Беринга, удивительная в том смысле, что окончилось оно чрезвычайно быстро и вполне благополучно. Чтобы дойти до исходного пункта на море, понадобилось три с половиной года, а на плавание, во время которого был открыт пролив, потрачено немного более полутора месяцев! Природа точно хотела вознаградить участников экспедиции за понесенные труды и испытания. Установилась прекрасная погода, ярко светило солнце, дул попутный ветер. «Гавриил» быстро несся в желанном направлении. И это было великим счастьем. Стоит только припомнить, из каких материалов и при каких условиях было построено это судно, и будет понятно, что оно не выдержало бы малейшего шторма, не говоря уже о противных ветрах, которые могли загнать его неведомо куда, затянуть плавание до поздней осени и повлечь разные бедствия.

Теперь же в короткий срок проплыли вдоль восточного берега Азии и 15 августа 1728 г. прошли разделяющий оба материка пролив, в чем убедились, когда берег повернул на запад и когда, пройдя еще 200 миль к северу, не встретили никакой земли. Итак, важный вопрос был окончательно решен. Как были счастливы, как ликовали участники экспедиции!

Пользуясь такой же хорошей погодой, повернули на юг и 2 сентября были уже в устье р. Камчатки. Перезимовав в Нижне-Камчатске, Беринг летом 1729 г. на двух судах вышел в море, чтобы осмотреть берега Америки. На этот раз погода не благоприятствовала, — дул сильный противный ветер, и пришлось вернуться.

Тогда Беринг отправился в Петербург (опять сухим путем), куда прибыл весной 1730 г. Он доложил о результатах своего путешествия, представил письменные материалы и тут же, вместо того чтобы подумать о заслуженном отдыхе, предложил снарядить новую экспедицию в восточные моря. Целью этой экспедиции было найти кратчайший морской путь из Белого моря к Камчатке, открыть так называемый северо-восточный проход.

Второе путешествие

Снова перенеся ряд тяжелых испытаний и преодолев огромные трудности при постройке судов, осенью 1740 г. Беринг смог выйти в море из Охотска. Сам он командовал ботом «Св. Петр», а бот «Св. Павел» был под командой Чирикова. Дошли благополучно до Авачинской губы и здесь перезимовали. В честь своих судов Беринг назвал это место гаванью Петропавловской.

Летом 1741 г. Беринг направился к берегам Америки. На 20 июня поднялся шторм, разъединивший оба судна, и, несмотря на все старания, им не удалось снова соединиться.

Плавая у западных берегов Северной Америки, Беринг сделал множество открытий, и в этом отношении его путешествие можно было считать удачным. Но осенью нежданная беда обрушилась на путешественников: среди экипажа начала свирепствовать цинга. А тут еще поднялся шторм, перешедший затем в сильный ветер; длился он 17 дней, и судно так расшаталось, что о дальнейшем плавании нечего было и думать, а надо было решать, куда укрыться. Если бы решили идти к американским берегам, то все, пожалуй, обошлось бы хорошо. Но собранный совет постановил возвратиться в Петропавловск, что было большой ошибкой.

Плавание это было поистине ужасным. Корабль скрипел и трещал по всем швам, паруса и снасти были порваны, мачты едва держались, запас пресной воды истощился, а тут еще свирепствовала цинга. Некому было работать у парусов; больного цингой рулевого должны были поддерживать двое цинготных же. Ежеминутно можно было ждать гибели, и лишь помощники Беринга (сам он лежал в каюте больной), особенно лейтенант Ваксель и д-р Стеллер, поддерживали в людях надежду на спасение.

4 октября увидели землю. Плыть дальше не было возможности. У берега бросили якорь, но канат лопнул, и бот бросило на риф. Отдали второй якорь; канат лопнул раньше, чем якорь дошел до дна. Казалось, что гибель неизбежна. Вдруг нахлынула высокая волна, подняла бот и перебросила его через риф. Судно очутилось в спокойной воде, защищенное от волн рифом, как каменной стеной.

Что делать дальше?

Ваксель и Стеллер едва держались на ногах. Решили вырыть в ближайшем овpare землянку и поместить туда больных. Однако для многих резкий переход от смрадной каюты к чистому воздуху оказался смертельным. Тогда с самим Берингом поступили осмотрительно, приучая его к свежему воздуху постепенно, и лишь затем перенесли его в землянку и прикрыли парусиной. Лежал он больной, ослабевший, в холодной земле, а сверху ветер заносил его песком! «Не отгребайте песок, мне так теплее…»— просил Беринг. Страдания свои он переносил с удивительным терпением и еще подбадривал окружающих. 8 декабря 1741 г. Беринга не стало. Чтобы похоронить его, пришлось отрывать тело из песка.

Вскоре уцелевшие убедились, что они находятся на острове. Значит, чтобы добраться до обитаемых мест, надо было опять плыть по морю. И тут несчастным мореплавателям пришлось снова перенести невыразимые мучения. Судно было совершенно разбито, и чтобы построить из остатков его лодку, на которой можно было бы доплыть до материка, приходилось откапывать обломки бота из-под песка и снега, а железо для крепления выжигать из дерева, так как не было необходимых инструментов, а оторвать руками не хватало силы. Смолы не было. Чтобы добыть ее, снасти держали над огнем и капавшую смолу собирали по капле. Но хватило ее лишь для осмолки киля, остальную же часть судна обмазали тюленьим жиром.

И все это пришлось делать людям больным, голодным, ослабевшим, при невыносимом холоде и ледяном ветре, а попутно еще заботиться о добывании пищи.

Когда наступило лето, стало немного легче. Лишь в половине августа 1742 г. оставшиеся в живых отплыли к берегам Камчатки. Сразу же в лодке открылась течь. Стали выбрасывать в море все, что только было возможно; трещины кое-как законопатили. Ежеминутно ожидали, что лодка пойдет ко дну. Бесконечно тянулись мучительные дни. Но вот показалась земля, это была Камчатка! Нужно ли говорить о радости несчастных, когда они прибыли, наконец, в Петропавловск!

Что же произошло с Чириковым после того, как он разъединился с Берингом?

Дела его тоже были неважны, на судне развилась цинга. Заболел цингою и он сам, а командование принял штурман Елагин, который и привел судно в Петропавловск. Летом 1742 г. Чириков отправился на поиски Беринга, искал его в разных местах, побывал даже на западном берегу того самого острова, где Беринг потерпел крушение, но не догадался пройти вдоль восточного, где как раз в это время те, кого он искал, заняты были постройкой лодки из остатков бота. Так ни с чем он и вернулся назад.

Кроме высоких душевных качеств, Беринг отличался еще и скромностью. Он не старался выдвинуться, не выставлял на показ свою деятельность, и имя его было присвоено проливу (знаменитым мореплавателем Джемсом Куком), морю и острову, где он погиб, лишь спустя время.

Заслуги Беринга перед наукой и человечеством трудно переоценить. Он первый организовал экспедиции, имевшие научный характер, и действовал по заранее намеченному плану с заранее поставленной целью. При этом он обследовал громадные пространства морей, омывающих берега Сибири, сделал ряд открытий и совершил все это при крайне неблагоприятных условиях, имея в своем распоряжении лишь самые примитивные материальные средства.

Главная же заслуга Беринга заключается в том, что он не случайно, как Дежнев, а сознательно открыл пролив, отделяющий Азию от Америки, выяснил раз навсегда этот столь важный во всех отношениях вопрос. Теперь, когда для нас освоение Арктики приобрело такое громадное значение, более чем когда-либо уместно вспомнить о Беринге.

Но, отдавая должное его заслугам, не нужно забывать и о тех безвестных героях, которые вместе с ним перенесли невероятные испытания и явили пример высокого мужества, выносливости и силы духа.



Опубликовано 13.06.2017 admin в категории "Интересная история