Великий Шелковый путь

Шелковый

Замкнутость древних цивилизаций

В Древнем  мире все цивилизации были замкнуты и развивались по собственным законам, принципам и традициям. Каждая из них по-своему «изобретала велосипед» – формировала набор политических институтов, экономических структур, технологических новшеств. Каждое древнее общество имело и свои религиозные верования, имеющее как существенные отличия друг от друга, так и некоторые сходства. Например, более или менее взаимодействовавшие Египетская  и Античная цивилизации создали классическую систему язычества, основанною на представлении о существовании огромного количества богов, каждый из которых отвечал за определённый вид человеческой деятельности и природной стихии. В свою очередь, ближневосточные культы основывались на противопоставлении и борьбе тёмных и светлых сил, которая проявляется, в том числе, и в обыденной жизни. Так собственно, появился зороастризм, характерный для древней Персии.

В это время на Индийском полуострове идёт процесс оформления индуизма, основанного на идее общего небесного закона, которому все подчиняются, в том числе и боги. Основой данных религиозных представлений стала доктрина перерождений и множественности жизни.

Наконец, в Китае господствующей идеей, как и в Индии, стало поклонение высшему вселенскому принципу – дао, однако в целом китайские практики концентрировались вокруг политических и общественных процессов. Таким было, например, конфуцианство. Никакой культурной и религиозной дискуссии, что было характерно для эпохи распространения мировых религий, ещё не существовало. Однако, всё изменилось с появлением Великого Шёлкового пути, позволившего создать общее евразийское политическое, экономическое, технологическое и культурно-религиозное пространство.

Путешествие Чжен Цзяна и создание Великого Шелкового пути

Создание самой важной торговой артерии на рубеже древности и средневековья, произошло в 138 году до нашей эры, когда китайский посол, представитель династии Хань, по имени Чжен Цзян был направлен великим императором У-ди на запад. Дипломат должен был отыскать союзников для борьбы против кочевых племён хунну среди враждебных им народностей, населявших в то время Среднюю Азию, известную в европейских источниках как Согдиана.

По пути отряд Чжена, состоявший из сотни воинов, был разгромлен хунну, а он сам на долгих десять лет попал к ним в плен. Однако, однажды ему таки удалось сбежать и посол, верный своему долгу, отправился в далёкое путешествие. Ему удалось дойти до восточных границ Бактрийского царства, созданного когда-то Александром Великим. Чжен не нашёл союзников, однако он привёз в тогдашнюю ханьскую столицу ценные сведения о великих странах – Персии, Индии и далёкой Римской империи, с которыми Китай мог организовать торговлю.

Выслушав доклад посла, У-ди приказал своей армии двинуть на запад армию. При её помощи хунну были разбиты, и был пробит среднеазиатский коридор, по которому сначала хлынули восточные товары, прежде всего шелк, а потом технологии, культурные новшества и религиозные идеи. За первые сто лет существования Великого Шелкового пути мир полностью преобразился. Эпоха замкнутых цивилизаций окончилась. Ей на смену пришло общее евразийское пространство. Те же общества, которые оказались за пределами бурного межцивилизационного диалога очень скоро стали отставать в развитии, поскольку новаторские идеи и технологии не попадали туда. Самым наглядным примером могут служить цивилизации Доколумбовой Америки, в которых, несмотря на то, что они достигли определённого уровня развития, так и не сложились нормальные товарно-денежные отношения, а политическая система сохранила многие черты первобытной родовой общины. В результате, через несколько столетий, они были легко покорены и поглощены более развитыми культурами, пришедшими на американский континент из-за океана.



Опубликовано 02.06.2017 admin в категории "Всемирная история