Синтоизм: религиозные верования народа Японии

Синтоизм

Современная Япония у среднего европейца ассоциируется с запредельным уровнем развития высоких технологий в сочетании с довольно странной и непривычной культурой народа. Японцы чтят свои традиции и на первый взгляд кажется, что они достаточно непримиримы к чуждым для них обычаям и верованиям, однако это совсем не соответствует действительности. Жители Японии крайне уважительно и толерантно принимают чужие верования, традиции и всякие культурные причуды, однако вместе с тем требуют того же и от других. Одним словом, если японцы узрят хотя бы в самых незначительных мелочах что-нибудь, что может свидетельствовать о вашем неуважении к их религии и культуре, вы навсегда станете изгоем из их общества.

В древности практически на всем земном шаре царили анималистические и тотемические верования в животных, явления природы или стихии. Однако курьезным и интересным фактом является то, что на сегодняшний день среди всех развитых и развивающихся стран именно передовая и прогрессивная Япония – единственная страна, сохранившая свою самобытную анималистическую религию с древних времен. Конечно, с течением тысячелетий она переродилась и претерпела много изменений, но суть ее осталась совершенно неизменной. Религия синто, или синтоизм, является исконно японской системой верований, которая и по сей день главенствует в стране.

Суть синтоизма состоит в вере в то, что всё, что берет свое начало от природы, является живым и имеет своё духовное проявление, именуемое «ками». Живым по японским верованиям считается не только нечто, понимаемое европейцами как одушевленное, то есть животные, насекомые и птицы, но и любое природное явление. Так, своим собственным «ками» обладает небо, Солнце, закат, конкретная местность, то есть гора, долина, высокогорье, река, камень, ручей, дерево, земля. Эти «ками» могут враждовать между собой или относиться дружественно друг к другу. Задаче человека – не вызывать гнев конкретных «ками» своим недостойным поведением. Важным и принципиальным отличием веры синто от авраамических религий является отсутствие понятий абсолютного добра и абсолютного зла. Главными добродетелями человека считаются сопереживание ближнему, добрые дела и поступки, сдерживание зависти, гнева, злобы. Месть считается приемлемой. Важным моментом является тот факт, что в соответствии с религией синто человек не должен бороться со злом, поскольку нет и самого понятия абсолютного зла, а должен избегать зла в любых его проявлениях.

Амулеты, обереги и другие проявления символизма и мистицизма являются неотъемлемой частью синтоизма. Нет и понятия греха и его искупления – каждый сам определяет свое существование с помощью череды поступков, которые он совершил. Поскольку синто не предполагает спасения, как христианские религии, судьба и участь человека представляется как размеренное неспешное течение жизни.

Очень туманным представляется в синтоизме учение о том, что ждет человека после смерти. Если он не отгораживал себя от проявлений зла и позволял себе совершать неподобающие поступки, то злые духи будут наказывать его после смерти. Однако вместе с тем японцы верят, что души умерших находятся рядом с нами в этом же мире, они ничем не отгорожены от нас и каждый может запросто пообщаться с мертвыми близкими. Человек умирает тогда, когда его жизненная энергия окончательно угасает. Спустя некоторое время она возрождается вновь, и человек снова приходит в мир через рождение – таким образом, синто предполагает реинкарнацию. Смерть подразумевается, как неизбежность.

Синто не предполагает ежедневного исполнения религиозного правила, участия в богослужениях и систематического посещения храмов. Достаточным считается участие в национальных праздниках, которые проходят с особой пышностью и соблюдением обрядов синто. Несколько раз в году отмечается праздник плодородия, который является одним из важнейших для синтоистов.

Следует заметить, что в Японии также распространен буддизм. Переплетение синтоизма и буддизма стало настолько крепким, что в случае этой страны можно говорить о религиозном синкретизме – то есть очень тесном взаимопроникновении двух религий одна в другую. Достаточно большое количество японцев относит себя к двум религиям одновременно.

Церемония погребения японцев обычно по умолчанию проходит по буддистским обрядам. Покойный проходит церемонию отпевания, которую ведет буддийский священник. После отпевания тело либо кремируют, либо хоронят. В современной Японии церемония погребения считается непомерно дорогостоящей. Традиционный цвет для тех, кто посещает похороны – черный. Все, кто присутствовал на погребальной церемонии, считаются нечистыми, и перед тем, как переступить порог дома, они должны посыпать на голову соль для очищения. Во время поминального застолья и у японских буддистов, и у синтоистов существует традиция – передавать кусочек еды друг другу из палочек в палочки. Всё, что связано со смертью и похоронами считается нечистым и неприемлемым в любых ситуациях, кроме погребения.



Опубликовано 29.07.2017 admin в категории "4. Культура стран Азии и Африки", "История Азии и Африки