Рихард Вагнер: жизнь и творчество

Вагнер

История становления личности музыканта

В конце мая 1813 года в немецком городе Лейпциг родился мальчик, который станет великим композитором и теоретиком искусства. Произведения Вильгельма Рихарда Вагнера давно стали классикой в музыке. Он оказал значительное влияние на становление оперных спектаклей, дирижировал в Большой английской Опере, внес идейный вклад в развитие национал-социалистических идей Германии в военные годы. На исторической родине еврейского народа антисемитские настроения Вагнера снискали бурный протест после окончания войны. Считается, что его идеи оказали значительное влияние на развитие немецкого национализма в начале двадцатого столетия.

Отец Рихарда был государственным служащим, мать – уроженка города Вайсенфельс, расположенного в тридцати километрах от Лейпцига. Карл Фридрих умер в год рождения своего сына в возрасте 43 лет. Мальчик воспитывался отчимом, актером Людвигом Гейером. В 1828 году кантор школы св. Фомы Теодор Вайнлиг стал его первым учителем музыки. По прошествии трех лет Рихард поступил в Лейпцигский университет. В сороковых и пятидесятых годах он довольно часто менял места учебы, и, переехав в Вюрцбург, стал хормейстером в местном театре. В этот период зазвучала его первая увертюра.

Участвуя в совместном путешествии с графом Тышкевичем в 1832 году, Вагнер побывал проездом в Моравии, затем уехал в австрийскую столицу. В Чехии композитор провел репетицию симфонии до мажор, а уже через год она исполнялась в концертном холле Гевандхауса на его родине. Выходит на суд любителей классической музыки статья Вагнера о немецкой опере, опубликованная в издании «Газета элегантного света». В 1834 году Вагнер дирижировал в театре Магдебурга, где встретил Мину Планер, с которой впоследствии заключил брачный союз. Неудачи в творчестве (произведения Вагнера в те годы не пользовались популярностью, работа дирижером не приносила большого дохода, музыкант обрел многочисленные долги), разлад с женой заставили Рихарда уехать к своей сестре. Оттилия Брокгауз являлась супругой известного издателя. У нее Вагнер познакомился с творчеством Э. Бульвера-Литтона, позже на тему одного из его произведений он написал либретто к опере «Риенци».

Мэтр Дж. Мейербер не оценил по достоинству творение Вагнера, возможно, потому что оно написано, как большая французская опера. В этом жанре парижского мэтра никто не мог бы превзойти, тем более, еще не получивший должного признания, Вагнер.

В столице Латвии Вагнер случайно вновь повстречал свою супругу Мину. В 1838 году, поссорившись с коллективом театра, композитор вынужден был переехать во Францию. В пути по морю пара проходит через тяжелое испытание, о чем позднее рассказывает сам Рихард в книге «Моя жизнь». Басни юнги на палубе судна легли в основу оперы Вагнера «Летучий голландец». Внутренние переживания композитора отражались во многих его произведениях. Однажды он сказал, находясь в Лондоне в Большой английской Опере, что Берлиоз несчастнее его самого, что было знаком похвалы. В целом Рихард был очень рад знакомству с Берлиозом, они вместе работали над «Кольцом Нибелунга».

Сменив место творчества на Мюнхен при финансовой поддержке Людвига II, Вагнер творит «Нюрнбергских мейстерзингеров». В 1876 году Байрот стал городом проката премьеры в Доме фестивалей законченной театрологии «Кольца Нибелунгов». 1882 год стал началом постановки мистерии «Парсифаль», которая состоялась в том же городе.

Музыкальная теория

Для его музыки характерна философская мысль. В каждом произведении звучат те или иные строки из его письма о художественном произведении будущего. Он видел музыку как способ выражения жизни, отрицал возвышающуюся над человеком, божественную музыку. Высший музыкальный жанр – драма, где звук органично переплетен со словом. По его замыслу театральная сцена должна восприниматься зрителем, как храм, которому нужно служить и ходить на исповедь перед самим собой.

В сороковых годах он предпринял попытки воплотить эти идеи в своих операх («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). Раскрыта тема драмы в его музыкальных произведениях «Тристан и Изольда», опере «Парсифаль», а также в письмах об опере и драме, искусстве и революции. Для полного выражения драматизма он отверг традиционные приемы, свойственные для французской и итальянской музыкальных школ. Для его опер характерно сквозное перетекание вокальных сцен, замена арий монологами и беседами. Благодаря Вагнеру вместо увертюр в каждом акте оперы появились короткие вступления, связанные с произведением по смыслу.

Книги и статьи Вагнера составляют немалую долю трудов по музыке, философии и искусстве. Влияние работ Шопенгауэра просматривается в «Тристане и Изольде» и других произведениях автора.

Последние годы

Путешествуя по Италии, граф Гобино в Неаполе имел возможность беседовать с Вагнером. Ницше имел схожие с композитором мировоззрения, но заметил смену взглядов в «Парсифале», так как здесь Рихард уходит от язычества и описывает христианский символизм. В 1879 году выходят его философские размышления «Есть ли у нас надежда?». Примечательно, что «Парсифаль» имела законное право ставиться исключительно в Байроте вплоть до 1903 года.

По причине сердечной недостаточности композитор скончался в Венеции в 1883 году, однако, согласно его завещанию, был погребен в Байроте. Его последняя супруга прожила дольше на 50 лет.

По воле короля Баварии Людвига, был построен замок, носивший имя Нойшванштайн. Его величество был вдохновлен персонажами из опер композитора, на четвертом этаже внутреннее убранство целиком посвящено им. Даже в названии замка отражена параллель с лебедем из оперы Вагнера. В мультипликационной ленте «Спящая красавица» Уолтом Диснеем отражен прототип Нового лебединого замка.



Опубликовано 30.07.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы