Предпосылки распада СССР и образования ряда независимых государств

СССР

Советский Союз официально существовал до ноября 1991 года, после чего содружество республик распалось. Основанием для этого послужило официальное соглашение глав трех крупнейших государств, некогда входивших в СССР – Белоруссии, Украины и России. Распад СССР стал толчком не только для социального, но и для национального расслоения населения. Официальным языком Советского Союза, на котором заключались все документы и велись переговоры – был русский. Как только Союз распался, представители отдельных народностей и национальностей изъявили желание общаться на собственном языке, поддерживать исключительно собственную культуру. У границ России начался процесс формирования так называемого «пояса сепаратизма», представленного такими небольшими государствами, как: Приднестровская Молдавская Республика, Крым, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Каждая из названных территорий является зоной вооруженного конфликта. В 90-х годах там происходили вооруженные столкновения и велись боевые действий, сегодня большая часть конфликтов заморожена, но не решена. Генезис развития ситуации в рассматриваемых регионах существенно отличается, но имеются другие более общие черты, делающие эти конфликты схожими между собой:

  1. Причина конфликта. Причина конфликта – дискриминационная политика местных властей по отношению к этническим меньшинствам. Введение запрета на использование родного для представителей этих меньшинств языка, религии, культуры.
  2. Единство политических требований. Политические лидеры национальных меньшинств требовали предоставления права на самоопределение, воспользовавшись которым они могли бы создать собственное государство, либо образовать автономию.
  3. Позиции сторон. Официальные власти стремились к сохранению единства территории, народ требовал права самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.
  4. Экономические интересы. Камнем преткновения всегда выступала экономическая заинтересованность. Наличие больших транспортных магистралей, развитого промышленного и сельскохозяйственного сектора, делало конфликт интересов неразрешимым.
  5. Время. Рассматриваемые конфликты схожи не только по характеру их течения, но и по времени. Все они приходятся на период децентрализации СССР и являются источником его распада.

Распад СССР стал источником не утихающих споров на политическом и национальном уровне. Новые границы России и других государств были признаны далеко не всеми. Ставилась под сомнение и сама законность новых государственных образований, что и послужило причиной вооруженных столкновений и долговременных пограничных противостояний, существующих и в наши дни. Исчезновение с политической карты мира Советского Союза привело к восьми вооруженным столкновениям, произошедшим на его бывшей территории. Современную войну на Украине можно включить в этот список в качестве девятого вооруженного противостояния. Не урегулированные во времена СССР вопросы привели к появлению многотысячных жертв, беженцев, людей, оставшихся без жилья и работы. Разрушились внешнеэкономические и политические связи, инфраструктура, необходимая для существования государства.

В состав СССР входило 15 союзных республик. На сегодняшний день у России практические потеряны дипломатические связи с Грузией и Украиной, Армения не поддерживает связей с Азербайджаном, а Молдавия не признает факта существования Приднестровья и также препятствует нормальному политическому и экономическому существования данного непризнанного государства. Данное обстоятельство требует проведения тщательного анализа, касающегося вопроса участия России в попытках урегулирования различного рода противостояний среди республик бывшего СССР. Для проведения подобной аналитической работы необходимо выделить ряд особо опасных регионов, в которых дипломатическое и военное присутствие России является залогом мира и спокойствия для простых граждан. Такими регионами на сегодняшний день считаются, прежде всего, Азербайджан, Армения и Грузия, территориально расположенные на Южном Кавказе, издавна считавшемся зоной нестабильности. Армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха и грузино-осетинский, а затем и грузино-абхазский конфликт на сегодняшний день являются основными, вызывающими беспокойство у политологов и экономистов. Перечисленные конфликты относятся к частично урегулированным.

Несмотря на то, что боевые действия в регионе не ведутся, но националистические настроения у местных жителей не исчезли, ввиду чего велик шанс использования ситуации нечестными на руку политиками в собственную пользу.

Рассматривая указанные конфликты, следует остановить внимание на особом к ним отношении международного сообщества. В урегулировании их принимают участие не только непосредственно заинтересованные стороны, но и представители государств, являющихся политическими лидерами в регионе и мире, а именно РФ и США. Кроме того, в приведении противоречий в мирное русло заинтересованы такие международные организации как: ООН и ОБСЕ. Свои собственные интересы в регионе преследуют страны Евросоюза и ближайшие соседи – Румыния и Украина.

Стратегический интерес РФ представлен стремлением обеспечить стабильность и спокойствие на государственной границе. Россия предпочитает не вмешиваться в большинство существующих конфликтов, но и не устраняется от них, действуя на уровне дипломатии. Единственным фактом вмешательства России в дела региона является препятствие вооруженным действиям Грузии против мирного населения Абхазии и Южной Осетии. Результатом военного вмешательства РФ стало провозглашение данными государственными образованиями курса на независимость и достижения таковой на международном уровне.

Российским дипломатам удалось собрать доказательную базу, подтверждающую геноцид Грузии против осетинского и абхазского этносов. Собранные свидетельства преступлений послужили правовой основой для признания Россией государственности Абхазии и Южной Осетии.

Наличие конфликта на Южном Кавказе – явление историческое, потому и решать ситуацию нужно пользуясь историческим подходом, опираясь на его внутреннюю динамику и многообразие форм.

Предпосылками возникновения конфликта всегда были отдаленность от центра, отставание в уровне социального и экономического развития, имевшиеся политические препятствия для вхождения в состав России и многообразие, проживающих на Кавказе этносов и народностей. Слабость центральной власти, проявившаяся в период распада СССР, привела к активизации деятельности местной националистически настроенной элиты, что привело к возникновению противоречий, вылившихся в конфликт с официальными властями, являвшимися ставленниками центра.



Опубликовано 30.07.2017 admin в категории "5. Эпоха СССР (XX в.)", "История России