Питер Брейгель (Старший)

Брейгель

Источников, рассказывающих о жизни и творчестве Брейгеля, до обидного, очень мало. Даже год рождения указывается приблизительно. Местом его рождения часто называют приграничный г. Бреду. Свою деятельность Брейгель начал в Антверпене подмастерьем у художника Питера Кука ван Альста. С 19-летнего возраста трудится у издателя Иеронима Кока. Их тесное сотрудничество будет успешным и очень длительным.

В 1551 г. Брейгеля принимают в Гильдию св. Луки, и он получает звание мастера. В 1552 г. посещает несколько крупных городов Италии. В Риме он познакомился с мастером миниатюры Д. Кловио и создал «Пейзаж со Христом и апостолами…». В изображении фигур ему оказывает помощь Мартен де Вос.

Брейгель

 

Возвратившись в 1554 г. домой, живописец еще долго находится под впечатлением от увиденных им, и навечно запечатленных в памяти, несравненных итальянских пейзажей. Он пишет великолепное полотно «Вид Неаполя».

В 1555 г. И. Кок издает несколько гравюр Брейгеля с пейзажами. Отметим, что одновременно здесь печатались гравюры с полотен И. Босха. Возможно эта фантасмагория, шифрованный язык аллегорий в некоторой степени повлияли на творчество Брейгеля. Он создает картины, где бесконечность мира поглощает простого обывателя: «Сеятель», «Падение Икара».

«Падение Икара»

Брейгель

 

С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Люди одеты в карнавальные костюмы. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Некоторые искусствоведы считают, что эта сценка была своеобразным ответом на указ Филиппа II. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Однако в государстве, только что испытавшим жестокое поражение в военных сражениях, прокатилась волна невиданного доселе террора святой инквизиции.

«Битва Масленицы и Поста»

Питер Брейгель (Старший)

 

Поэтому Брейгель уже не изображает безграничные, красивые пейзажи, а все чаще пишет бурлящую людскую стихию. Эту идею мастер позже разовьет в «Фламандских пословицах» и «Играх детей».

«Фламандские пословицы»

Брейгель

 

В картине о детях мы видим обычную городскую улицу, где играет множество ребятишек. Интересно, что здесь даже не обозначен предел перспективы. Возможно, автор хотел показать, что простые, не имеющие никакого смысла детские забавы – символизируют такую же абсурдную деятельность человечества.

В 1550-х гг. живописец обратился к теме места человека в этом сложном мире. Происходит резкая смена сюжетов его произведений. Зловещая фантастичность его сюжетов превосходит даже Босха. «Триумф Смерти» – высохшие скелеты нападают на людей, а ищут убежище от них в огромной мышеловке, со знаком креста.

«Триумф Смерти»

Брейгель

 

«Безумная Грета» – сморщенная древняя старуха, обряженная в латы, держит в трясущихся руках шпагу. Она решительно намерена броситься в ад – это яркая аллегория жадности.

 «Безумная Грета»

Брейгель

 

В 1563 г. Брейгель женился на дочери друга – художника Мейкен Кук и с молодой супругой уезжает Брюссель. В браке рождается два сына, будущих известных живописцев. Многие произведения в эти дни Брейгель пишет по заказу. Покровительство мастеру оказывают – кардинал А. Перенно да Гранвела, который фактически управляет страной; известный коллекционер Н. Йонгелинк, ученый А. Ортелиус.

До нашего времени дошло не более 20 полотен мастера, относящихся к этому периоду его творчества. Главные герои в них («Избиение младенцев», «Несение креста» и др.), теряются среди толпы. Мастер словно специально затушевывает значимость исторического события или чуда в повседневности.

«Несение креста» («Путь на Голгофу»). Пред нами предстает безликая толпа, она весело глумится над Христом, склоненным под тяжестью креста, однако его фигура почти неразличима в людской суете.

«Путь на Голгофу»

Брейгель

В искусстве Нидерландов и всей мировой культуре полотна Брейгеля «Времена года» имеют неоценимое значение. В 1565 г. мастер пишет серию пейзажей из 4-х картин о временах года. Пожалуй, не найти больше такого утонченного изображения природных явлений. Ее бескрайность и великолепие на этих полотнах гармонично сливаются с жизнью простого труженика.

«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Зеленовато-бурые и слегка рыжеватые оттенки помогают мастеру создать некую плоть, из которой он умело строит образы. Стоя у этих шедевров, нам слышится тихое унылое мычание коров, звонкий цокот копыт коня, громкие нетерпеливые возгласы погонщиков. Картины до того реальны, что кажется до нас долетает легкий, едва уловимый запах пахучей сырости уже начинающей загнивать, желто-багровой листвы. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.

Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. А еще через мгновение до вас донесется усталое дыхание собак и тяжелая, упруго-хрустящая по насту, поступь охотников. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. И ощутив на себе этот бодрящий морозец, так чудно изображенный на картине, вам захочется поскорее очутиться в тепле родного дома.

Вера в людей и страх за простого человека, мгновение пьянящего оптимизма и затем тупого пессимизма, какая-то глубокая до дрожи неудовлетворенность сквозит в последних произведениях этого великого художника, всю свою жизнь ищущего и не нашедшего гармонии в своем особом творческом мировосприятии.

«Охотники на снегу»

Брейгель

 

В 1567 – 1569 гг. мастер создает произведения о жизни простого народа. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Богатырские фигуры крестьян приближены к зрителю, написаны безупречно тщательно, но удивительно сдержанно и лаконично. Брейгеля, казалось, не интересовало шумное празднество крестьян, ни отдельные из группы, а лишь крестьяне – их облик, характерные жесты и манеры. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. Каждый персонаж несет в себе лишь одну черту образа крестьянства, а те, кому автор подарил главные из качеств, находятся на первом плане. Мастер, словно кубики из конструктора, собирает образ сельского жителя, придавая ему даже внешний суровый вид. Он показывает лучшие и худшие черты. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. В этом произведении Брейгеля родился новый бытовой сельский жанр, который впоследствии станет особым течением в искусстве. Но значение произведения не ограничивается этим. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа.

«Крестьянский танец»

Брейгель

 

«Крестьянский праздник». Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд», и в особом ряду стоит картина «Слепые». Во Средние века часто изображали слепого поводыря, который, медленно ступая, держит за руку другого слепого. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Брейгель возвращается к этой теме. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Живописец много и мучительно раздумывал о духовной слепоте – случае, судьбе, которые управляют человеком. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Возможно, поэтому мастер помещает в сюжеты символ веры – храм.

Питер Брейгель скончался в Брюсселе в начале осени 1569 г. Ему было около сорока пяти лет.



Опубликовано 01.06.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы