Норвежская литература. Зарождение и расцвет

Ибсен

Развитие норвежской литературы в XIX в. отличалось стремительностью и появлением новых талантливых писателей. Причиной необычайного взлета норвежской литературы было обретение страной независимости.

Принятие в Эйдсволле 17 мая 1814 г. конституции — самой демократической из всех существовавших тогда в Европе — ознаменовало начало политического, экономического и культурного подъема Норвегии. Борьба за национальную независимость во всех областях жизни имела особое значение. Не только потому, что все норвежское почти 500 лет датского владычества считалось второсортным, но и потому, что стране в 1814 г. был навязан неравноправный союз со Швецией: борьба за полную национальную независимость снова стала главной целью общества.

Расцвет литературы Норвегии связан с именами Генрика Ибсена и Бьернстьерна Бьернсона, начавшими печататься в 1850-е гг.

Первые их произведения связаны с норвежским романтизмом, который именно в это десятилетие, не без влияния Г. Ибсена и Б. Бьернсона, проникается духом подлинно народного норвежского искусства, приближается к современности. Г. Ибсен и Б. Бьернсон, демократически и патриотически настроенные, связанные в начале своего пути с социалистическим движением Маркуса Тране, возглавляют борьбу за создание норвежского литературного языка. По их инициативе создаются национальные норвежские театры в крупнейших центрах страны — Бергене и Христиании (Осло с 1905 г.). В театре оба писателя видят важнейшее средство воспитания народного самосознания.

В недрах норвежского романтизма, черпавшего материал в национальном героическом прошлом, в народном искусстве, и лишь изредка обращавшегося к настоящему, изображая обычно идеализированные, орнаментированные народными песнями и сказаниями отношения крестьян — уже в конце 1850-х гг. начинает складываться реализм. За три с лишним десятилетия (до конца 1880-х гг.) выросла блестящая плеяда драматургов (Ибсен и Бьернсон) и романистов — снова Бьернсон, затем Камилла Колетт, Юнае Ли, Арне Гарборг, Амалия Скрам, Кристан Эльстер Старший и особенно Александр Хьеллани.

Широчайшую картину норвежской духовной и общественной жизни открывает реалистический роман.

В 1890-е гг. в Норвегии обостряется борьба литературных направлений. В норвежском романе развиваются натуралистические тенденции («Из жизни христианийской богемы» X. Йегера, 1859—1910). Иррациональное и таинственное проникает в творчество Ю. Ли (сборник рассказов «Тролль»). Приметы декаданса заметны в творчестве символистов и неоромантиков, к числу которых относятся С. Обстфельдер (1866—1900) и Ханс Кинк. Самым значительным среди писателей конца XIX — начала XX в. в Норвегии становится Кнут Гамсун, творчество которого является точкой пересечения реалистических, натуралистических, импрессионистских и символистских тенденций (в разных произведениях они встречаются в различных соотношениях при преобладании какой-либо одной тенденции). К. Гамсун в 1890-е гг. выступает как главный ниспровергатель «четырех великих» — Г. Ибсена, Б. Бьернсона, А. Хьелланна и Ю. Ли, утверждая, что реалистическая эстетика изжила себя.

В начале XX в. снова усиливаются реалистические тенденции в литературе, однако наиболее значительные писатели-реалисты появляются в Норвегии в 20-х гг. XX в.

Г. Ибсен — драматург, поэт, режиссер — родился в небольшом норвежском городке Шиене в семье разорившегося коммерсанта. На протяжении всей жизни был демократом по убеждениям и ярым противником капиталистической системы отношений, уродующих человеческую личность: в начале пятидесятых годов был связан с движением социалистов. Принимал активное участие в развитии национальной культуры страны.

Первое стихотворение «Мадьярам» Г. Ибсен опубликовал в 1848 г., первую драму «Катилина» написал в 1850 г., стал режиссером в Кристианийском театре в 1850 г. В 1850-е гг. и в начале 1860-х создает романтические драмы по материалам саг. Цель этих произведений — показать современному человеку героические образы прошлого и тем самым поднять его нравственно. Наиболее значительные произведения этого периода — «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Воители в Хельгеланде» (1857), «Борьба за престол» (1863).

1860—1870-е гг. в творчестве Г. Ибсена — это период постепенного перехода на позиции реализма, поиски подлинных социальных и нравственных ценностей. В эти годы он написал философские романтические драматические поэмы «Бранд» и «Пер Гюнт», философскую драму о развитии общества и путях человека «Кесарь и галилеянин». С конца 1870-х до конца 1880-х гг. Г. Ибсен создает свои наиболее значительные реалистические драмы о современности, среди которых выделяются «Кукольный дом», закладывающий основы реалистической социально-психологической драмы в Европе, и «Враг народа» — произведение, насыщенное не только напряженными нравственными исканиями, как это свойственно драматургии Ибсена, но и активной политической борьбой. Напряженность социальных столкновений снова возникает в «Росмерсхольме», но в этой драме она осложнена уже трудно разрешимыми психологическими коллизиями, что становится характерным для поздней драматургии Г. Ибсена.

В поздней драме — конец 1880-х — 1890-е гг. — сохраняется реалистическая социальная детерминированность личности, но интерес автора в основном переключается на изображение сложных человеческих интимных отношений, на выяснение причин, мешающих личности реализовать свои внутренние возможности, раскрыть свои таланты. Творческая личность становится главным героем позднего Ибсена. В поздних драмах можно обнаружить элементы символизма. Специфической чертой драматургии Ибсена была символика, реалистическая по преимуществу, с помощью которой драматург пытался средствами искусства анализировать сложнейшие социальные и нравственные явления.

Не менее важной отличительной чертой творческого метода Г. Ибсена является ретроспективная композиция, то есть такое построение драмы, при котором событие, ставшее завязкой основного конфликта, происходит до того момента, с которого начинается действие драмы на сцене. При таком построении драма Г. Ибсена превращается в выяснение сущности тех поступков героев, которые совершались в прошлом, основное внимание концентрируется не на интриге, а на оценке событий и действий. Этим нововведением Г. Ибсен открывал путь интеллектуальной драме XX в.



Опубликовано 03.08.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы