Лина Кавальери – легенда итальянской оперы

Кавальери

Итальянка Лина Кавальери стала «Королевой красоты» задолго до того, как этот титул стали оспаривать длинноногие девушки в купальниках. Называли Лину несколько по-другому: «Всесветская красавица».

Отсутствие теле-видео-индустрии не помешало планете узнать, как выглядит самая красивая женщина на Земле. Спасибо газетам и печати: вообще, бумаги и места на страницах для Лины они не жалели. Мир сошел с ума от красоты молоденькой итальянки и гордо в этом признавался. Конечно, счастливчиков, которые видели Лину живьем, было немного. Но это событие становилось особым фактом их биографии: на нем замешивались семейные легенды, ему посвящали лучшие страницы воспоминаний.

Лина Кавальери появилась на свет в 1874 г. в неаполитанской семье с кучей горластой и вечно голодной детворы. Каждый должен был думать о куске хлеба для себя. В окрестностях родного Неаполя Лина собирала фиалки. Недолгая сезонная работы давала ей заработок. Глядя на этого ангелочка с корзинкой цветов, и людоед мог бы растрогаться. Сошли фиалки, Лина с бубном в руках плясала у входа в дорогие отели. Везувий, к счастью, не дымил, и его миролюбивое поведение приманивало массу туристов. Они любовались маленькой плясуньей, и под вечер Лина возвращалась домой с неплохим заработком.

Однажды какой-то важный синьор взял ее за руку, привел в свой ресторан, приказав жене хорошенько накормить, вымыть и приодеть девочку. Вечером на маленькой сцене Лина плясала тарантеллу и пела писклявым голоском всем известные песенки о море, солнце и Неаполе. Публика кричала: «Браво, Лина!». Через четыре года в Париже она опять пела о море, солнце и Неаполе, добавив в репертуар несколько фривольных песенок. И публика снова кричала: «Браво, Лина!».

Красавица итальянка стала звездой парижских кабаре. Антрепренеры один за другим старались заинтересовать ее своими предложениями. Гастроли предлагались на самых выгодных условиях. Слава Лины опережала ее. Столицы мира одна за другой сдавались на милость очаровательной гастролерши. Лину ждали так, как ждут весну и праздник.

Собственно, никого особенно и не интересовало, что там поет и как танцует «красотка кабаре». Достаточно было только видеть ее – для многих ставшую «женщиной мечты».

Знаменитый антрепренер и меценат С.И.Зимин, знаток прекрасной половины человечества, пригласил Кавальери в Москву, предоставив ей свой нарядный театр в центре первопрестольной. Не принимая всерьез слухи о сказочной внешности итальянки, он поехал ее встречать, посмеиваясь над слишком впечатлительной публикой. И был наказан.

«Да, она была очень красива, – вспоминает Зимин в неопубликованной записке. – Я встречал Лину Кавальери сам, помню, в карете преподнес ей роскошный букет роз и так проехал с ней всю дорогу, глядел на нее и почти не проронил ни слова…»

Впрочем, Лина привыкла к тому, что впервые видевшие ее впадали в столбняк или, в крайнем случае, приходили в замешательство. Так случилось с целым оркестром, который на репетиции заиграл настолько не то и невпопад, что Лина бросила петь и умолкла. «Не волнуйтесь! – успокоил ее дирижер. – Они просто смотрят на вас, а не в ноты. А как насмотрятся, так все пойдет как по маслу».

Стоит ли говорить, что все концерты Лины, танцовщицы, исполнительницы неаполитанских песен и куплетов не безобидного содержания, проходили при полном аншлаге. Во время ее выступлений за кулисами видели знаменитых художников: Василия Сурикова, Константина Коровина, Валентина Серова – они делали наброски.

В Петербурге в ожидании приезда Кавальери преданные поклонники порой в складчину покупали один билет и разыгрывали его между собой. Ее появление в городе сопровождалось восторженными манифестациями. И под свинцовым небом среди сугробов появлялись цветы – откуда, как, никто не знал.

На берегах Невы у Лины разгорелся роман с князем Барятинским. От родичей ему перепало не только богатство, но и счастливая внешность. Любовная связь с Кавальери не помешала Барятинскому выбрать себе достойную невесту – Екатерину Долгорукову. Если Кавальери появилась на свет в нищем портовом квартале под уличный крик торговок, то избранница князя родилась в Зимнем дворце.

Екатерина была младшим ребенком Александра II от его морганатического брака с княжной Долгоруковой, имела титул светлейшей княгини и поистине царское приданое.

Выходя замуж за Барятинского, она знала о его увлечении, но не придала значения этой актрисульке, странствующей по белу свету, к тому же старше ее по возрасту. Екатерина уродилась скульптурно красивой – высокая брюнетка с великолепной фигурой и темными глазами. Как ни странно, в ней можно уловить сходство с Линой. Была Екатерина очень артистична, с хорошим голосом, что тоже роднило ее с соперницей.

Поначалу спокойное супружество Барятинских давало надежду, что со старой любовью покончено, тем более что в семье появилось двое сыновей. Но вот Лина опять приехала на гастроли, и интрига с женатым князем закрутилась пуще прежнего. В воздухе запахло скандалом. Петербург азартно наблюдал, что же будет дальше.

От молодой, едва за 20, оскорбленной жены ждали решительных шагов. И они были сделаны – но совсем не такие, как ожидалось. Светлейшая княгиня оказалась женщиной хладнокровной и реалистичной. Мудро махнув рукой на социальную разницу, она сделалась лучшей подругой звезды кафешантана. В доме Барятинских Лина стала самой желанной и частой гостьей. Собиралось большое общество: пела Кавальери, потом княгиня. Или княгиня, потом Кавальери. Екатерина водила упиравшегося мужа на все подряд выступления «нашей дорой Лины», первой начинала аплодировать и последней заканчивала. Публика не знала, что и думать.

Барятинский появлялся на балах и премьерах в сопровождении двух дам, похожих между собой и щебетавших как птички. Вернувшись домой, он снова слышал от жены похвалы Лине, разговоры про Лину, обсуждения прекрасных достоинств Лины. Теперь свидания с ней, ранее окутанные тайной, потеряли всякую остроту. Пожалуй, у князя уже двоилось в глазах от этих подружек, неразлучных меж собой. В свою очередь и Лина, постоянно общаясь с любовником, нашла на этом солнце вполне достаточное количество пятен. Роман сошел на нет. Барятинскому предстояло умереть в супружеской постели.

Сколько знаменитых женщин поплатилось ранним закатом за слабость характера! Ангельская внешность Лины скрывала натуру сильную и целеустремленную.

На склоне лет, ведя в журнале раздел на тему «Искусство быть красивой», она писала о том, что помогало ей до глубокой старости сохранять красоту. Ежедневные 7-километровые прогулки, контрастный душ, самомассаж, косметика только для вечера. Она избегала отдыхать на курортах, предпочитая деревню с ее парным молоком и ранней петушиной побудкой.

На вершине своей сногсшибательной карьеры и в полном расцвете красоты Кавальери решилась на поступок, заставивший совершенно иначе взглянуть на эту кафешантанную диву. Лина задалась целью подготовить оперную партию и выступить на большой серьезной сцене. «Сумасшедшая! – вопил ее импресарио. – Вы погубите себя, вас освищут, обсмеют, забудут». Он потряс старыми рецензиями, и Лина знала, что в них написано. «Домашний голос?». Всем известно, что его можно развивать. «Средняя музыкальность?». Но она найдет хороших учителей. «Нехватка нужной культуры?» Ей не выпало ходить даже в школу, но это еще не поздно восполнить. Она будет брать уроки актерского мастерства.

И на долгих шесть лет «невеста планеты», бесподобная Кавальери, скрылась от мира, чтобы только учиться. Наставником Лины стал «король баритонов» – великий маэстро Баттистини. Она безропотно сносила его ругань. Нежный любовник ночью, днем он превращался в неумолимого тирана. Лина плакала и терпела. У нее оказалось чудовищное трудолюбие. Порой могучий маэстро сам падал от усталости, а она требовала: «Мы еще можем позаниматься!»

Премьера оперы Массне «Таис» с Кавальери в главной роли состоялась в Мадриде. Было замечено, что маэстро потихоньку напевает ее партию. Когда его спросили, что его заставляет так делать, он с добродушной улыбкой ответил: «Эта каналья может сфальшивить!»

После «Таис» начались выступления Кавальери – оперной певицы в России. Лина в «Травиате», в роли Виолетты. Барышники продают билеты по фантастическим ценам. Заключаются пари. В театре яблоку негде упасть. Когда над умершей героиней опустился занавес: в зале послышались рыдания. У кого-то вырвалось от сердца: «Друзья, ведь это погибла красота!» Шквал аплодисментов снова распахнул занавес.

Под дождем цветов стояла счастливая Лина. Один из букетов она в благодарность бросила в бушующий зал. И не рассчитала – он не долетел до кресел. Какой-то человек перелез через ограждение и прижал букет к сердцу. Зал узнал его, и поднялась настоящая буря. Это был кумир публики – величайший тенор России Леонид Витальевич Собинов. С щедростью гения он делился в газетах своими впечатлениями о петербургском дебюте певицы, назвал голос Лины «прелестным» и заканчивал фразой с двумя восклицательными знаками. «Пусть и дальше цветет этот чудесный цветок!!»

В 1910 году в газетах появилось сообщение, что Лина Кавальери выходит замуж за американского миллионера и сенатора Роберта Чинглера. Мужскую часть планеты опечалила потеря «прекрасной невесты», о которой каждый скромный обыватель мог сколько угодно мечтать. Теперь оставалось надеяться, что какие-нибудь неожиданности особо частые среди «звезд», сделают Лину снова свободной.

И действительно, однажды к Кавальери явился журналист с просьбой прокомментировать ее разрыв с миллионером, о котором тот сам поведал прессе. Удивленная Лина послала, находившемуся в отъезде мужу, телеграмму: «Журналисты утверждают, что мы разводимся». Ответ пришел незамедлительно. «Не видел никаких журналистов. Не имел ни с кем интервью. Усиленно работаю. Шлю горячие ласки, твой Роберт».

В отличие от многих своих подруг по рискованной профессии Лина Кавальери прожила долгую благополучную жизнь и обошлась без семейных потрясений. Делясь рецептами сохранения вечной молодости, она все-таки один оставила при себе. Чтобы быть любимой, нужна красота. А чтобы быть красивой, необходимо быть любимой.



Опубликовано 10.06.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы