Культура растафари

Растафари

В числе основателей нового учения чаще других упоминается имя Леонарда Персиваля Хоуэлла. В начале тридцатых годов прошлого столетия он прибыл на Ямайку и начал совершать богослужения в Порт-Моранте, где среди прихожан было много индийцев. К созданию культуры растафари причастны и другие: Арчибальд Данкли, который три года исследовал Библию в поисках доказательств божественности «льва от колена Иудина»; Натаниел Хибберт, он около двадцати лет жил на Коста-Рике, где стал великим магистром масонского «Древнего мистического ордена Эфиопии»; один из старейшин общины Бэк’О Уолл Джозеф Майерс или бывший последователь Бедуорда Роберт Хайндс. Авторитет Гарви должен был придать вес идее о мессии, который придет из Эфиопии. Однако Гарви был прежде всего политиком, просвещенным человеком и католиком. В Нью-Йорке он отдалил от себя Хоуэлла, которого считали колдуном. Гарви никогда не одобрял религиозные культы «с выкриками, вызыванием духов и плясками одержимых неистовыми эмоциями». Но музыка и транс – это тоже Африка.

Как же растаманы согласовали это со взглядами Гарви, который был чужд оккультизма? Ответ «подсказал» молодой музыкант Каунт Осей, мастер старинного искусства игры на барабане – «бурры». Африканские ритмы бурры, напоминающие биение сердца, не рождали «неистовых эмоций» – под звуки барабанов растаманы забывали боль обид, смотрели на мир другими глазами. Созданная Осей группа «Мистическое откровение растафари» стала сопровождать ритуальные песнопения растаманов. Эта умиротворяющая музыка привлекала к ним новых сторонников. «Принц» Эдварде Эммануэль, исключенный из общины Бэк’О Уолл, основал в местечке Бул-Бей свою школу. Таких примеров десятки – по числу лидеров и направлений. Но Хоуэлл, увлекшись «игрой в живого бога», постепенно потерял свое влияние в Кингстоне, равно как и Эммануэль. Этот угрожающий и скандальный момент старательно эксплуатировали газеты. Наябинги бросили тень на законопослушных растамаманов.

Из африканских традиций на Ямайке популярен стиль игры на барабане «бурра». Магические ритуалы Африки, например, проглатывание целого яйца, среди растаманов не прижились. Боб Марли с лицом, озаренным знаменитой улыбкой – именно таким предстает он в творении одного из ямайских скульпторов. Фигура знаменитого музыканта выполнена из бетона и выставлена в музее, носящем его имя. Растаманов обвиняли в бесконечных заговорах, избивали, обривали им головы, сжигали жилища. Был случай, когда «посвященного» Бонго Пуру протащили по дороге, привязав за волосы к автомобилю. Но начиная с шестидесятых годов многие ямайцы стали симпатизировать растаманам. Когда наябинги дали повод подозревать приверженцев культа в жестокости, лидеры растаманов обратились в университет Мона в пригороде Кингстона с просьбой о проведении независимого исследования сущности движения.

Ректор направил в общину Бэк’О Уолл группу ученых, которые не только подготовили аналитический доклад, но и дали рекомендации социального и культурного характера. Предлагалось, например, организовать экспедицию в Африку, чтобы выяснить, готовы ли страны Африки принять репатриантов из Нового Света. В 1961 году двенадцать лидеров из числа растаманов и сторонников идей Маркуса Гарви посетили пять государств Африки и во всех получили положительный ответ. Селассие выделил для переселенцев долину Шашаманна. Там и обосновались первые эмигранты из карибских стран. Давняя мечта об «обетованной» Эфиопии, наконец, становилась реальностью. Немного позже произошло и другое знаменательное событие: 6 августа 1962 года газеты сообщили об обретении Ямайкой независимости. В следующем году Александр Бустаманте был избран премьер-министром. Он как раз вступал в должность, когда разгорелся крупный скандал по «делу о Корэл-Гарденс». Его предыстория такова. На побережье восточнее Монтего-Бей растаманы заняли земли, до которых прежде никому не было дела.

Но по мере развития туризма на Ямайке застройщики захотели прибрать к рукам занятые общиной территории. Подкупленная ими полиция не оставляла растаманов в покое. Однажды в руки полицейских попал некий Рудольф – «бородатый», как презрительно называли растаманов. Служители правопорядка жестоко избили его, всадили в него несколько пуль и, сочтя мертвым, отправили в морг тюремной больницы в Монтего-Бей. Но врачи спасли Рудольфа, и через 8 месяцев он вышел из больницы, полный решимости отомстить. 6 апреля 1963 года группа растаманов, вооруженных обоюдоострыми мачете и железными прутьями, напала на бензоколонку в Корэл-Гарденс. Конфликт возник из-за того, что хозяин плеснул в одного из растаманов бензином, когда тот попросил попить воды. В ответ его бензоколонку сожгли. Полицейские предприняли ответный рейд, в результате которого понесли потери.

Власти немедленно ввели чрезвычайное положение, премьер-министр Бустаманте приказал схватить всех растаманов. Последовали жестокие репрессии, во время которых Рудольф погиб, получив пулю в голову, а сотни «бородатых» были заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам, истреблены. Многие бежали в Кингстон, где нашли приют в общине Бэк’О Уолл. Но это был последний крупный скандал, связанный с растаманами. Их ряды пополнялись, население Ямайки проникалось к ним симпатией. Как раз в это время приобретает популярность стиль реггей, и певцы перенимают у растаманов имидж, длинные спадающие волосы – «дредлокс». К культуре растафари на Ямайке относятся уже спокойно, а песни Марли с их религиозными текстами распространяют учение за пределы острова.



Опубликовано 03.08.2017 admin в категории "Интересная история