Киники – одиозные философы и первые анархисты Древней Греции

Киники

Наверное, в современном мире нет образованных людей, которые в тот или иной период своей жизни не зачитывались бы древнегреческой мифологией. Что, впрочем, неудивительно: античная культура была одним из важнейших элементов в формировании современной цивилизации. Кто не знает ее азы, скорее всего, не поймет приличную часть классической литературы, а кто не разобрался в классике – тот просто обречен питаться дешевой беллетристикой.

Прекрасный и возвышенный мир Эллады, где боги принимают активное участие в жизни простых смертных, а герои (полубоги и дети магических существ) совершают удивительные подвиги, сражаясь со злом! Дошедшие до нас эпические поэмы и легенды, повествующие об этих деяниях, а также скульптуры и архитектурные сооружения, в купе с заметками древних философов – не могут не восхищать. Но что если культура Древней Греции, их философия и демократия такой же миф, как и приключения Геракла? Что если дивная Эллада построена на нечистотах и трупах, а все достояния ее культуры продукт скуки и безделья?

То, что Древняя Греция и Древний Рим рабовладельческие государства, ни для кого не секрет. Долгое время существовало убеждение, будто рабы античности не были носителями культуры, не имели свою философию и фольклор. Что это отбросы общества, не способные ни на что, кроме физического труда и не заслуживающие другой участи. Но общество не стоит на месте и то, что считалось нормой несколько столетий назад, в современном мире кажется вопиющим преступлением против прав человека. Представления об идеальном государстве древности рухнуло, как карточный домик, стоило только немного углубиться в изучение его устройства.

Об этом написал замечательную книгу «Философия киников» Исай Михайлович Нахов, российский филолог, доктор филологических наук, профессор МГУ. Этот труд немного сложен для восприятия совсем несведущим в теме философии и античности. Однако послужит отличным источником для написания рефератов, курсовых или дипломных работ по философии; она богата на ссылки и цитаты. Правда, есть один существенный минус: автор ошибочно причисляет киников к коммунистам, хотя их лучше всего охарактеризовать как стихийных анархистов. Несмотря на эту предвзятость, в этом все же есть свой плюс, поскольку затрагиваются такие темы, как атеизм, борьба с религией и верованиями, положение женщин и отношение киников к их эмансипации, причины зарождения космополитизма, негативные стороны индивидуалистской философии образца «начни менять мир с себя» и необходимость коллективизации. Можно почерпнуть массу полезной информации, касающейся не только уклада древних людей, но и заметить сходство в поведении и мотивах ныне живущих.

Так кто же такие киники? Киники – это выходцы из пролетариата древнего мира: рабы, неимущие и малоправные граждане, объявившие существующий рабовладельческий строй и аристократию своими личными врагами. Они возвели свое неприхотливое существование в ранг добродетели, гордились своей бедностью, восхваляли физический труд и ремесло, а богачей считали жалкими и извращенными калеками, утратившими способность удовлетворять свои нужды самостоятельно и полностью зависящими от своих слуг и рабов.

Кинизм начал развиваться параллельно с ранним христианством, во всяком случае, целевая аудитория была у них одна и та же – угнетенные существующим укладом низы, лелеющие мечту о социальных переменах. Разница между философами-киниками и христианскими проповедниками заключалась в том, что киники – убежденные материалисты, требовавшие от своих последователей строгого аскетизма, что было далеко не каждому по силам. Пожалуй, это и стало основной причиной, по которой христианство со временем вытеснило кинизм.

Кинизм, по своей натуре – это не положительное мировоззрение, а философия радикального отрицания тогдашнего миропорядка, презрение к нему и его стражам – правящей элите. Киники ненавидели государство, эксплуатирующее их. Они презирали частную собственность, как бессмысленную и недоступную для них роскошь; отказывались от религии, которая объясняла их существующее рабское положение «божественной справедливостью»; выступали против института брака, ибо он был формой власти мужчины над женщиной, государства над гражданами, и не приносил ничего, кроме несчастья.

Естественно, в своем бурном отрицании всего и вся, их философия не была лишена минусов, но вместе с тем имела ряд чрезвычайно прогрессивных идей. Основной недостаток кинизма – это попытка строить будущее на примере романтизированных воспоминаний о прошлом. Киники призывали народ вернуться в догосударственную эпоху, когда все якобы были равны, никто никого не угнетал, все довольствовались корешками и за извращениями и богатством не гнались. Идеализация предков и их сомнительной мудрости сочеталась с ярым бунтом против науки и культуры того времени. Понять их, конечно, можно! Наука того периода была, по большей части, созерцательной, оторванной от реальности и уделом богатых и знатных граждан. Но киники так сильно увлекались своим бунтом против системы, что не замечали, как выступают против здравого смысла и прогресса. Презирая все то, что было им недоступно, они объявляли материальные блага истинным злом, вместо того, чтобы пытаться сделать их общедоступными.

Восхищаясь упорством киников и прогрессивностью их идей, надо быть максимально объективным, оценивая их роль в истории. Кинизм рассматривается с позиции, в которой рабы не способны построить собственное государство, но их протест против рабовладельческой системы – необходимый элемент революционных и естественных перемен, призванный расчистить путь и подготовить основу для более цельной философии. Их борьба была эксцентричной, нелицеприятные нападки на власть и религию – опасными, меткие сравнения и аллегории зачастую манипулятивными и пропагандистскими, но только благодаря их деятельности сейчас мы можем заметить блеф и иллюзию древнегреческой демократии.

А как на счет их идей в наши дни? Есть ли место для философии кинизма в умах современных людей? Пусть существует сменяемость власти, классовое неравенство уже меньше привязано к происхождению и семейным связям, а религия в жизни граждан отошла с первого плана в тень – то, с чем боролись киники, бродит среди нас. Вчерашние рабы стали править государством, а рабы, как мы помним, не хотят свободы, рабы хотят иметь своих рабов. Поэтому, поразмыслив, можно пожелать, чтобы многовековой опыт предков не дал нам повторить их ошибки!



Опубликовано 28.06.2017 admin в категории "1. Античность (VIII в. до н. э. - V/VI в.)", "История Европы", "Философия