Известный полярный исследователь и океанограф – Жан Батист Шарко

Шарко

18 сентября 1936 г. радио разнесло по всему миру печальную весть: «Во время сильного шторма 16/IX потерпело крушение у о. Исландия французское полярное судно «Pourquoi-Pas», на борту которого находилась французская научная экспедиция. Из сорока пассажиров спасся только один. Большинство погибших — французские ученые, среди которых известный полярный исследователь Шарко».

Так закончилась жизнь знаменитого исследователя Антарктики и Арктики Жана Батиста Шарко.

Жан Батист Шарко, сын знаменитого французского невропатолога Жана Шарко, родился 15 июля 1867 г. в Нейисюр-Сен во Франции. Получив медицинское образование, он работал в Институте Пастера в клинике парижского университета. Но спокойная научная работа не удовлетворяла молодого человека, и он решил променять ее на жизнь полярного исследователя, наполненную опасностями и приключениями.

В самом начале ХХ века Ж. Шарко разработал план экспедиции к северному полюсу. Для этой цели он соорудил на верфях Сен-Мало по своим чертежам и на свои средства трехмачтовый корабль с паровой машиной. Парижская Академия наук и ряд других научных учреждений взяли на себя руководство экспедицией, создав специальный комитет, который полностью одобрил план Шарко. Но в начале 1903 г. комитет неожиданно предложил Ж. Шарко вместо Арктики отправиться в Антарктику для розысков шведской экспедиции Норденшёльда и для исследования Земли Александра I (открытой русской экспедицией Ф. Беллинсгаузена).

Корабль, который не был еще готов, спешно достроили, дали ему название «Français» и 27/VI 1903 г. спустили на воду. 23 июня судно отошло из Гавра к берегам Южной Америки. Так как Норденшёльда и его товарищей в это время уже спасли, то Шарко немедленно приступил к выполнению второй задачи. Область предстоящих исследований находилась на западном берегу Земли Грейама.

26 января 1904 г. Шарко на «Français» отправился из Ушуайи к западным берегам архипелага Пальмера для нанесения их на карту. Зазимовать решено было в южной части пролива Жерлаш, но так как подходящего для зимовки места не нашлось, «Français» отправился к югу и достиг островов Биско.

Только в марте Шарко нашел на о. Ванделя удобную бухту и остался здесь на зиму. Зимовка прошла при довольно благоприятных условиях, но быстрые и резкие перемены погоды мешали совершать далекие санные экскурсии. Участники экспедиции ни в чем не чувствовали недостатка, но появилось опасение, что может не хватить топлива, и поэтому, пока была возможность, зимовщики топили печки (вместо угля) тушками убитых пингвинов.

Шарко организовал большую экскурсию на санях и лодках для нанесения на карту части Земли Грейама. В декабре Шарко и его спутники покинули зимовку. «Français» с трудом продвигался среди сплошных льдов. Наконец, увидели Землю Александра I, но подойти к ней и высадиться не удалось, — мешали льды. Шарко решил повернуть обратно. Некоторое время «Français» двигался среди исполинских плавающих ледяных гор. Вскоре был замечен берег какой-то новой, неизвестной доселе земли, составляющей, по-видимому, продолжение Земли Грейама. Шарко назвал ее Землей Лубе.

Пробираясь между ледяным барьером и сплошными массами плавучего льда, «Français» едва не погиб, наткнувшись на подводную скалу. Повреждение было настолько велико, что продолжать путь было опасно. Поэтому 4 февраля 1905 г. Шарко решил возвращаться к берегам Южной Америки.

Когда прошел год со дня отплытия Шарко, комитет, обеспокоенный отсутствием сведений об участниках экспедиции, организовал спасательную партию, которая на корабле «Уругвай» обследовала Южно-Шетландские острова и вернулась обратно с вестью, что поскольку следов экспедиции не обнаружено, следует полагать, что все участники ее во главе с Шарко погибли. Но 3/III 1905 г. «Français» был у берегов Патагонии, а 7/VI 1905 г. «погибший» Шарко со своими спутниками вернулся во Францию.

Важнейшими результатами экспедиции стало то, что Шарко удалось разыскать Землю Александра I, описать берега Земли Грейама южнее Земли Данко, открыть новую сушу к юго-западу от Земли Александра 1, названную им Землей Лубе, и обследовать архипелаги Пальмера, Биско и др. Кроме того, Шарко привез массу ценных материалов о жизни антарктических птиц: пингвинов, поморников, буревестников и др. Эти материалы до сих пор считаются непревзойденными по полноте и точности описаний.

Возвратившись во Францию, Шарко стал готовиться к новой южно-полярной экспедиции. 15 декабря 1908 г. он отправился к западному берегу Земли Греама на том же самом судне, которое он теперь назвал уже «Pourquoi-Pas». Шарко предполагал, что, двигаясь на юго-запад от Земли Грейама, возможно будет проникнуть дальше в совершенно неисследованную восточную часть квадранта Росса.

Покинув берега Огненной Земли, он направился к о. Обмана в Южно-Шетландском архипелаге. Сначала судно зашло в пролив Жерлаша (между архипелагом Пальмера и Землей Данко), но здесь не нашлось ни одной удобной бухты, чтобы можно было высадиться на берег. Тогда Шарко решил с двумя товарищами исследовать пролив Бельжики (между островами Биско и материком), чтобы определить, возможно ли провести здесь корабль. При этом Шарко и его спутники едва не погибли, так как плавучими льдами их совсем было отрезало от «Pourquoi-Pas».

Затем судно тронулось дальше вдоль берега Земли Грейама и Шарко произвел точную съемку всех близлежащих островов. При этом он установил, что виденный им раньше о. Аделаиды имеет весьма значительные размеры; к югу от него находится обширный залив, далеко вдающийся вглубь Антарктиды и названный им заливом Маргариты. Берег этого залива и составляет открытая в первое путешествие Земля Лубе, — на этот раз Шарко удалось подойти к ее берегам вплотную. Двигаясь дальше вдоль берегов залива Маргариты, был открыт новый участок побережья, продолжение Земли Лубе, который Шарко назвал берегом Фальера.

Несмотря на тяжелую борьбу со льдами было перенесено на карту свыше 200 км береговой линии. Пересекши залив, команда достигла, наконец, Земли Александра I. Шарко объехал и снял на карту значительную часть ее берегов. На зимовку члены экспедиции стали у о. Петерманна. Отсюда в начале зимы Шарко предпринимал различные экскурсии по ледникам, но вскоре жесточайшие бури лишили возможности выходить за пределы лагеря. Только поздней осенью, в ноябре, судну удалось добраться до о. Обмана и с помощью находившихся там китобоев пополнить снаряжение и запасы продовольствия.

Затем неутомимый Шарко вновь отправился к югу, по дороге обследуя все южные берега Южно-Шетландских островов. Удача благоприятствовала экспедиции: несмотря на обилие льдов и чрезвычайно неблагоприятную погоду, судно «Pourquoi-Pas» проникло еще южнее, чем в первый раз. Здесь были открыты участки суши, один из них был впоследствии назван Землею Шарко в честь отца мореплавателя. А также обнаружена 6-лучевая губка «Scolymastra joubini», организм, который может прожить до 10 тыс. лет. Но, конце концов, сплошной плавучий лед вынудил прекратить продвижение на юг. Шарко изменил маршрут и направил судно на запад мимо Земли Александра I.

Наконец, «Pourquoi-Pas» прошло около о. Петра I и Шарко убедился, что этот остров, открытый Ф. Беллинсгаузеном, действительно находится на том месте, где его видел русский исследователь (позднейшие экспедиции не заметили его, очевидно, из-за туманов). Затем «Pourquoi-Pas» продолжало свой путь открытым морем, пока на корабле не истощился запас угля. Только тогда судно повернуло к Южной Америке.

По своим результатам, вторая экспедиция Шарко оказалась чрезвычайно удачной. Кроме открытия ряда новых участков суши, удалось подойти вплотную к Земле Лубе и Земле Александра I и даже совершить ряд высадок. С Земли Лубе и Земли Грейама экспедиция привезла множество образцов горных пород.

Хотя еще в январе 1909 г. корабль Шарко наткнулся на подводную скалу и получил серьезные повреждения, несмотря на тяжелую работу и крайнее утомление, все члены экспедиции Шарко вернулись домой здоровыми и полными сил.

После этих столь удачных экспедиций в Антарктику Шарко в 1912 г. снова предпринял путешествие, но уже не на юг, а на север, к берегам Гренландии. Затем неутомимый исследователь почти ежегодно отправлялся в экспедиции (в северную часть Атлантического океана для разнообразных научных наблюдений и исследований. В 1921 г. он произвел детальное изучение скал Рокаль (к западу от Британских островов), а в 1928 г. предпринял тщательные розыски Амундсена, не давшие, к сожалению, никаких результатов.

Жан Шарко вел огромную научную работу, публикуя результаты ее в Гидрографических сборниках Морской гидрографической службы. Под его непосредственным руководством велась научно-исследовательская работа, созданной им Морской лаборатории высших знаний.

Перу Жана Шарко, кроме специальных научных трудов, принадлежат получившие широкую известность отчеты об экспедиции 1903—1905 гг. («Вокруг южного полюса», 1912 г., 2 т.) и о путешествии на корабле «Pourquoi-Pas» (1919 г.). В 1928 г. он издал книгу о Христофоре Колумбе и его путешествиях.

В июле 1934 г. судно, ежегодно заходившее в гренландские воды, приняло во Франции на борт молодых ученых Поля Эмиля Виктора, Роберта Жессэна, Мишеля Переза и Моттера, отправлявшихся в Гренландию. В августе 1935 г. оно доставило их обратно в Европу. В июле 1936 г. эти же ученые, кроме Моттера, снова отправились в Гренландию, с тем чтобы осенью приехать во Францию. С участниками этой экспедиции и возвращалось «Pourquoi-Pas» из Гренландии.

Судно вышло из Рейкьявика (Исландия) в Копенгаген. К вечеру поднялась буря, и капитан Конья решил повернуть обратно к Рейкьявику. Ночью буря усилилась, и судно село на подводные камни фьорда Борга.

«Вода стала проникать в машинное отделение, — рассказывает единственный оставшийся в живых из матросов «Pourquoi-Pas». Ветхое судно все сотрясалось от ударов о камни. Внезапно раздался страшный взрыв, взорвался котел. Судно тотчас же пошло ко дну. Последнее, что я помню: доктор Шарко и капитан Конья стоят рядом на капитанском мостике».

Так погибли Жан Шарко и его судно «Pourquoi-Pas», на котором он начал, вел и трагически закончил полярные исследования. Волны Атлантического океана поглотили человека, отдавшего всю свою жизнь великому делу исследования полярных стран.

Его тело было найдено и 12 октября погребено на парижском кладбище Монмартр.



Опубликовано 19.07.2017 admin в категории "Интересная история