Гуситское движение – классовая борьба или религиозный бунт

Гуситское

Гуситское движение – одна из довольно спорных страниц современной историографии. Споры насчет природы этого движение продолжаются по сей день, разбив историков на две противоборствующие стороны – одни считают его религиозным бунтом, первой попыткой реформации церкви в Европе, вторые (особенно на территории бывшего СССР) находят в истоках гусизма классовые противоречия, которые привели к дальнейшей революции и войнам.

Для понимания сути гуситского движения необходимо взглянуть на положение Чешского королевства накануне XV столетия.

В конце XIV века Чешское королевство было в составе Священной Римской Империи, что имело ряд последствий. Немцы были главной нацией империи и смотрела на Чехию как на свою окраину, где немецкий феодал чувствовал себя полноценным хозяином. В первую очередь, немецкие феодалы начали захватывать чешские земли и проводить полное закрепощение чехов-крестьян, что обострило классовые противоречия в деревне. Серебряные шахты – основа экономики Чехии того времени, так же перешли в руки к немцам. Далее немцы, фактически захватив власть в городах, держали в своих руках судовые инстанции, а так же господствовали в Пражском университете, что привело к обострению национальных противоречий среди городского населения и открытой ненависти к немцам. В такой обстановке чешские паны, ради увеличения своих земель и защиты в суде стали перенимать немецкую культуру, тем самым отвернулись от своего народа.

Второй характеристикой обстановки в Чешском королевстве были религиозные проблемы. Католическая церковь стала одним из могущественных феодалов, держа в своих руках судьбу всех чешских земель. Церковная десятина обирала крестьян, тем самым церковь тоже превращалась в субъект эксплуатации. Церковная идеология сильно пошатнулась в восприятии народных масс. Недовольство населения росло из-за продаж индульгенций, а также аморальности священников, которые могли себе позволить пьянствовать и заниматься чревоугодием. Городское население было недовольно тем, что церковные служащие занимали должности в городских сеймах и поддерживали интересы немецких патрициев, а не чешских бюргеров. Такое положение дел обостряло как антицерковную борьбу, так и национальные противоречия внутри городского населения.

Первым, кто возглавил протест народа против несправедливости, был Ян Гус, проповедник идей реформации церкви. Он выступил за изменения некоторых аспектов церковного устройства, которые должны были удовлетворить интересы народа:

  1. Запрещено брать деньги за таинства и торговать церковными должностями;
  2. Нельзя слепо верить церкви;
  3. Власть, что нарушает божьи заповеди, не может быть признанной;
  4. Имущество должно принадлежать справедливым членам общества;
  5. Каждый христианин должен сам искать правду.
  6. Также он выступал за ведение богослужения на чешском языке, а не на латыни.
  7. Причастие должно происходить двумя способами для всех, а не как было раньше – священники как хлебом, так и вином; миряне только хлебом.

За такие идеи Ян Гус был проклят, отлучен от церкви, а в 1416 году прилюдно сожжен на площади Констацы.

После казни Гуса начинают формироваться две идеологические фракции чешской реформации. Первые – Чашники, состояли из дворян, магистров университета, городских бюргеров, мелких феодалов. Их требования сводились к ослаблению католической церкви, её влияния на мирские дела, причастия двумя видами. Их программа была направлена только против католицизма и никак не трогала сам социальный строй Чешского королевства, так как представители Чашников были более или менее зажиточные люди.

Вторая фракция имела название Табориты, которая состояла из крестьянских масс и городской бедноты. Программа таборитов отличалась радикализмом и выходила за пределы антикатолической борьбы. Их требования заключали в себя полной свободы проповеди, уничтожения имущественных различий, уничтожение феодальных и церковных порядков. Во всех своих деяниях они ссылались на Святое Писание, как единственный документ, имеющий юридическую силу над всеми людьми.

Анализируя проблемы в Чешском королевстве в конце XIV – начале XV столетия, отчетливо видно, что истинными причинами гуситской революции была антифеодальная борьба чешского народа, а религия лишь дополняла общую атмосферу борьбы и служила своего рода оберткой, ведь даже Чашники боролись ни сколько с церковью, сколько за власть с вышестоящими представителями немецкой нации.



Опубликовано 20.07.2017 admin в категории "2. Средние века (V - XV вв.)", "История Европы