Гектор Берлиоз: жизнь и творчество

Берлиоз

Ла Кот Сент-Андре – провинциальный город на юго-востоке Франции – стал родиной Луи Гектора Берлиоза, увидевшего этот мир 11 декабря 1803 года. Окруженный Альпийскими горами, маленький населенный пункт мог быть стерт с лица Земли военными действиями англичан, так как именно в этом году английский король Георг III развернул масштабный военный конфликт с Францией. Соприкосновение атеизма и церкви вызвало волнения во французском обществе. Многие известные художники и композиторы переехали в другие страны. Берлиоз также не избежал критики из-за атеизма своего отца – врача, хирурга по профессии. Мари-Антуанетта-Жозефина (мать Луи Гектора) придерживалась убеждений католиков и приучила сына к этой религии, хотя отец и был против.

Берлиоз на протяжении всей сознательной жизни верил в себя и отрицал идею Бога. Он был мирным агностиком, как того требовала его профессия композитора. Его произведение «Детство Христа» – беглый взгляд на детские воспоминания, когда мама внушала мальчику религиозные каноны. Он был первым сыном. Кроме него, в семье были три девочки (Маргарет, Луиза, Адель) и два брата (Луи и Проспер). Но Гектор остался единственным наследником, так как его братья не дожили до восемнадцати лет.

В 1809 году умирает Йозеф Гайдн, вместе с ним уходит целая эпоха в музыке. Мелодии для симфонического оркестра теперь суждено сочинять Берлиозу. Но это в будущем.

Десятилетний Гектор в основном воспитывался отцом, который сам преподавал ему географию, литературу, иностранные языки, немного музыки. У мальчика сложились романтические предпочтения, его кумиром стал Вергилий. Через пять лет, когда Наполеону суждено было отбывать наказание на острове Святой Елены, композитор выбрал для себя музыку в качестве основного направления в творчестве. Дружба с Феликсом Мармионом (военным армии Наполеона, исполнявшим песни и игравшим на скрипке) впоследствии благотворно повлияла на музыку Гектора.

Первой юношеской возлюбленной Гектора стала Эстель Дюбёф. Он наблюдал за ней, не скрывая восхищения, проводя каникулы у своей бабушки в Мейлане.

Игре на флейте будущего композитора обучал скрипач театра из Лиона, переехавший в родной город Берлиоза в 1817 году. Трагические события в семье вынудили учителя вернуться в Лион. Мальчик продолжил заниматься музыкой у другого преподавателя. Им стал Доран, который виртуозно владел гитарой и передал свое мастерство юному Гектору. Кроме гитары, он научился владеть флажолетом. К 1819 году Доран научил юношу играть на флейте и барабане. Первая музыка Берлиоза в этот период была грустной и не нравилась самому автору.

Отец не приветствовал серьезное увлечение сына музыкой, и он определил его 1821 году на учебу в парижское медицинское училище. Но «Данаид» авторства Сальери ему нравилась больше. Библиотеку консерватории он посещал гораздо чаще, чем занятия в колледже. Берлиоз выучил наизусть все партитуры Глюка. Первой его попыткой к сочинению музыкального произведения стала пьеса «Араб и лошадь».

И вот уже профессор консерватории Жан-Франсуа Лесюэр дает ему уроки музыки. В 1823 году композитор приступил к работе над мессой для церкви Святого Роха. Однако исполнение произведения местным хором сильно разочаровало Берлиоза. На помощь пришел Анри Валентино – дирижер Королевской капеллы. Совместными усилиями было создано произведение, которое некому было исполнить. Помог в финансировании проекта его друг по консерватории Огюстен, одолжив 1200 франков. В 1825 году мессой дирижировал Валентино, успех своей музыки признал не только Берлиоз, но и зрители.

Опера под неофициальным названием «Тайные судьи» посвящена деятельности судов, наводящих страх и ужас на население Германии. Это был совместный проект с Ферраном, который ранее имел конфликт с Гектором на фоне религиозных мировоззрений. «Греческая революция» – еще одна работа этих двух гениев.

Французское высшее учебное заведение, в составе пяти академий, в том числе и Академии изящных искусств, после нескольких попыток стало «гранитом науки» для молодого музыканта. Примечательно, что Гюго, де Виньи также поступили не с первого раза, а Бальзак даже не пробовал. Тем не менее, молодой человек лишился пособия своего отца. Но через полгода Луи передумал и продолжил финансирование сына с условием, что тот бросит в случае провала свое бесполезное увлечение и выберет настоящую профессию, пусть даже не в области медицины.

В 1826 году Берлиоз испытывает финансовые затруднения, вынужден преподавать сольфеджио, давать уроки игры на гитаре. Сен-Жак стала по-прежнему его улицей обитания, но теперь он жил на острове Сите в более недорогой комнате на шестом этаже. Спустя несколько лет он позволил себе приобрести рукопись «Любовь ангелов» авторства Мура, чтобы лучше узнать ирландскую поэзию. Удача улыбнулась Гектору: он поступает на дневное отделение консерватории.

Уже в марте 1827 года Берлиоз поет в театре «Новости» и получает за это не меньше 50 франков в месяц. Отец, видя мучения сына, снова стал высылать ему деньги на проживание, тем более, что работа хористом утомляла Гектора.

В 24 года Берлиоз встречает актрису Г. Смитсон, влюбившись, вновь творит музыку. В этот период композитор изучает творчество Моцарта и Бетховена. Его статьи о музыке приносят ему небольшой доход, однако, они не пользуются популярностью у издателей, и Гектор разочаровывается в профессии писателя.

1829 год ознаменовался для композитора выходом в свет «Фантастической симфонии», в которой отражена судьба автора. Оркестр исполняет на музыкальном языке события из жизни автора. Симфонии присущи и классическая традиционность исполнения, родоначальником которой был Глюк, и собственный романтизм Берлиоза. Генрих Гейне отзывался о таланте композитора, как о соловье, в равной степени величественном в облике орла и жаворонка, музыка которого рождает мечты о порочных, но величественных империях. Симфония прозвучала в первый раз в парижской консерватории в 1830 году. В этом же году композитору была вручена Римская премия. А в 1834 году в семье Берлиоза родился сын Луи.

Творчеству Берлиоза французская богема никогда не давала высоких оценок. Он снискал уважение в других странах. Венгрский композитор Ференц Лист писал о его опере «Бенвенуто Челлини», как о непризнанном творении сильнейшего из французских умов. «Осуждение Фауста» нашло свою публику в Германии, в том числе пришлось по нраву королю Пруссии. В немецком Лейпциге композитор встречает своего приятеля Ф. Мендельсона, с которым в торжественной обстановке обменивается дирижерскими палочками. В поездках по Германии его сопровождала певица Мария Ресио. Берлиоз метил на место дирижера Оперы, но из-за любовной интриги лишился этой должности.

По возвращении в Париж, Берлиоз ставит «Фауста» в новой обработке, но зал был полупустым, а долги росли. Путешествие в Россию, казалось, должно было исправить положение. И в 1845 году знаменитая «Фантастическая симфония» была посвящена императору Николаю I. В России его ожидал грандиозный успех. Позже в Германии он ставил «Фауста», постановка которого прошла при полном зале и закончилась бурными овациями.

В 1840 году Гектора Берлиоза пригласили дирижировать в Большой Английской Опере. А спустя семь лет он заключил годовой контракт на сумму в 40 000 франков. Это означало пополнение дефицита его бюджета и безбедное существование в Лондоне. Элита Туманного Альбиона, включая королеву Викторию, стали поклонниками променад-концертов, благодаря которым любовь публики к оркестровой музыке возросла, появилось уважение к творчеству Берлиоза, которого он давно заслуживал. Наполеон III удостоил Берлиоза золотой медали, когда тот приезжал в Париж.

Смерть Гарриэт Смитсон в 1854 году стала началом угасания творческого вдохновения композитора. Он взял в жены Марию Ресио, пение которой ему никогда не нравилось, но, когда она не пела, отношения между ними налаживались. Идея написать оперу о Троянской войне, предложенная принцессой Зайн-Витгенштейнской, была с радостью воспринята Берлиозом. Затем он приступил к работе над симфонией «Ромео и Джульетта», которую исполнил в Эксетер-холле. Знакомство с Вагнером в 1855 году также привнесло особый вклад в развитие музыки Берлиоза.

На родине его талант почитали Гуно, Массне, Бизе. В их творчестве видна симфоническая школа Берлиоза, начало которой он положил в Париже. Издательство «Новелло» публикует его учебник «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке», который с 1844 года является признанным учебным пособием по музыке.

В 1859 году композитор очень сильно переживал из-за своей неудачной влюбленности в Полину Виардо. Известно, что она была исполнительницей некоторых партий в его операх («Троянцы в Карфагене» и других). Однако его не удовлетворяла постановка оперных спектаклей во французских театрах.

В последние годы жизни композитор сочиняет два шедевра классической музыки. Исполнявшие его произведения итальянцы не были сторонниками французской школы, поэтому конфликт был неизбежен. Берлиоз был недоволен качеством звучания своих произведений. Но, после путешествия по Италии, композитор приступил к работе над «Беатриче и Бенедикт», успех от которой был бы ошеломительным, напиши он ее двадцать пять лет назад, а не в 1863 году! Долго ожидавшие выхода на сцену «Троянцы» наконец увидели свет софитов в том же году, включающие в себя два раздела: «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Полностью дилогия была поставлена в Германии, в театре «Карлсруэ». Не менее известен и другой поздний шедевр Берлиоза – «Кольцо нибелунгов», созданный в духе романтизма. Эти шедевры, в частности «Троянцы», задали новое направление в истории музыки, воплотившее в оперном жанре классические арии и дуэты, отвергнутые Вагнером. В композициях Берлиоза удивительным образом сочетался романтический дух и традиционный стиль, он также полагал Глюка родоначальником правильного подхода к музыкальной драме в противовес Вагнеру.

На склоне лет композитора, рядом была исполнительница партий Дидоны, Беатриче, а также Кассандры в «Троянцах» – Анн-Арсин Шартон-Демер. Ее голос нравился композитору, он отзывался с теплотой и нежностью о ней. В 1862 году умирает Мария Ресио. Двадцатилетний брак не был счастливым, супруги ссорились, в основном из-за пения Марии. На свои средства Берлиоз издает «Мемуары», которые были напечатаны в 1865 году. Сын Луи хотел лично опубликовать книгу, но скоропостижно скончался от лихорадки. После смерти сына жизнь Гектора Берлиоза стала постепенно угасать. Предчувствуя скорую кончину, он навестил свою первую возлюбленную Эстель, у которой к тому времени уже было четверо детей.

Вагнер когда-то сказал, что Берлиозу поставят памятник после смерти. Так и случилось. В марте 1869 году композитор скончался, у его постели была Анн-Арсин. Могила его украшена надгробием, на котором помещен бронзовый диск с профилем Берлиоза, созданный художником Кипом Годебиком. Недалеко от ул. Кале в Париже раскинулся небольшой сквер, названный в честь композитора. В середине красивого цветника находится статуя великого музыканта.



Опубликовано 29.07.2017 admin в категории "4. Культура Европы", "История Европы