Эссе «Макиавеллизм история и современность»

Макиавелли

Личность Макиавелли

Современное понимание политики, а именно как борьбы за власть и влияние, опирается во многом на идеи Макиавелли – философа, жившего в XV-XVI веках. Никколо Макиавелли прожил яркую жизнь, но в преклонном возрасте он оказался в опале у новых властей. Несмотря на трудности Никколо продолжал трудиться над своим главным трудом – трактатом «Государь». Спустя столетия после кончины великого мыслителя его труды повторили жизнь своего автора. Так же, как и сам философ, макиавеллизм пережил периоды подъёма, в которые он имел статус доминирующей политической теории, и периоды гонений, когда этим термином пользовались как ярлыком для показательного остракизма политиков.

Но, как и любая правдивая работа, его главный программный труд не мог не вызвать столкновений разных взглядов. Это не просто книга, отрицающая моральную сторону политики, это прежде всего практическое руководство, с эффективностью которого бесполезно спорить. Основы геополитики, умелая классификация государств и правителей, анализ исторического опыта, с которым Макиавелли был хорошо знаком. Все эти теоретические вещи не вызывают споров, пока Никколо не касается вопроса политического имиджа, как сказали бы современные политтехнологи.

«О чём и как врать» – именно эти советы, неприкрытая правда о политике, вызывают резонанс в политической среде. Как ни парадоксально, но политики остервенело клеймящие труд Макиавелли оказываются прилежными учениками великого мыслителя. Они поступают именно так, как им приписывает поступать книга. Хороший правитель должен говорить правильные вещи, о правде речь не идёт.

Да, правы те, кто утверждают, что воззрения Макиавелли, в частности его рекомендации в «Государе» – это результат влияния тогдашней политической ситуации в Италии. Раздробленность, всеобщий кризис требовали жёстких действий. Диктатура нужна была, чтобы создать комфортные условия для республики. Но Макиавелли не только представил свой вариант правильного поведения правителя, он своими трудами (не менее замечательными «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и другими) одним из первых дал начало светской науке, поставившей политику как искусство и науку вне религии и морали.

Его логика реалистична и потому кажется многим чересчур мрачной. Макиавелли утверждал, что в определённые исторические моменты, нужно во имя общего блага не пренебрегать даже аморальными и противоправными средствами. То есть выбирать меньшее зло.

Никколо отвергнул традиционалистский подход, воспринимающий человека целостным, и выделил те качества личности, которые способствуют тому, чтобы эта личность добилась успеха на политическом поприще. Да и само отделение политики от религии, и даже подчинение религии целям государства, было для XVI века более чем новаторским. Разрушался канон, который предписывал ставить религию всегда выше государства, науки, отдельного правителя. Но средневековую догму, которая определяла примат религии над всей остальной жизнью давно выкорчевало итальянское Возрождение, пришедшее на Апеннинский полуостров ещё в XV веке. В XVI веке назревал кризис Ренессанса, и это заметно проявляется в трудах Макиавелли. Принцип единого, синкретичного человека эпохи Возрождения сменяется изображением личности, принципом личности. На смену неизменности приходят в его трудах Фортуна (удача) и «вирту» – доблесть, то есть таланты человека, его качества, умения.

Особенно обогатил Н. Макиавелли политическую мысль того времени чётким и развёрнутым определением государства. Государство у Макиавелли – это политическое состояние общества. И оно должно меняться в зависимости от целей, которые стоят перед обществом. В период кризиса монархия – это наиболее подходящая форма правления, но после его преодоления (например, после объединения Италии) лучшей формой станет республика. Макиавелли был можно сказать первым «бизнес-тренером» – он впервые дал чёткие, без пространных рассуждений, указания для развития в человеке качеств лидера.

Макиавеллизм как модное слово современности

В лингвистике есть понятие модных слов – употребляют их все, но часто не к месту и обычно не зная до конца их значения. Так и макиавеллизм стал одним из стигмат политической риторики XX века, да и XXI тоже.

Макиавеллизм предполагает схему «цель оправдывает средства», то есть для достижения цели необходимо пренебречь моралью. Власть и хитрость – вот два главных кита умелого политического лидера. Можно спорить с принципом макиавеллизма, но невозможно отрицать, что вся политическая жизнь проникнута борьбой за власть.

Проявляется макиавеллизм в ситуациях, когда политик обладает свободой действий, когда у него хотя бы немного развязаны руки (то есть степень автономности высока). В таком положении оказался, например, американский политик Г. Киссинджер.

Макиавеллизм чаше всего расцветает в условиях абсолютистских, тоталитарных режимов, а также в период кризисов и революций, за которыми неизменно и следуют вышеперечисленные режимы.

Яркими примерами лидеров таких режимов являются советские политики Сталин, Берия, Андропов. Жёсткие условия борьбы революционеров (в числе которых и был молодой Джугашвили) с царизмом, междоусобная борьба за власть – все это явилось предпосылками к появлению мощного лидера. Более него принципами Макиавелли, наверное, не руководствовался никто.

Вообще многие лидеры XX века пользовались принципами Макиавелли, даже иногда не будучи с ними знакомыми. Что ещё раз доказывает их практичность, приближенность к жизни.

Макиавеллизм как деградация общественной морали

Сторонники морального подхода к политике считают, что лишь потребность выживания в опасных условиях приводит политика к формуле «цель оправдывает средства». Мораль сопровождает реализацию политических целей, этика же обслуживает эти цели лишь в условиях кризиса. Распространение этой формулы на мирное стабильное время, по мнению этих философов, свидетельствует о деградации общественной морали.

Макиавеллизму ставится в вину, что век технологий и всеобщности образования, век прогресса науки стал так же веком войны, ядерного оружия, геноцида.

И это естественно, ведь если смотреть с точки зрения морали, оружие, не будучи изначально и навсегда аморальным изобретением, зачастую вызывает смерть людей. Так и макиавеллизм, он негативен, но всё же существует и является частью нашей жизни.

Макиавеллизм как манипулирование

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте манипуляции массовым сознанием.

Доктор психологических наук В. В. Знакова (основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считала, что макиавеллист — это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определённых жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».

В трудах Знакова выявлена связь макиавеллизма личности с подозрительностью, враждебностью, негативизмом, ориентацией на «Я» в общении, низкой степенью альтруистичности.

Макиавеллизм как миф

Как и любое яркое явление макиавеллизм «оброс» деталями и подробностями, которые развели концепцию Никколо и само явление макиавеллизма, сделали их не тождественными. Здесь надо согласится с многочисленными экспертами, настаивающими на необходимости осторожности в проецировании макиавеллизма на плоскость межличностных отношений. Подкрепляется миф конечно же средствами массовой информации, которые сводят весь макиавеллизм к знаменитой фразе «Цель оправдывает средства».

Усложняет анализ современной политики на предмет следования принципам Макиавелли большая разница между декларируемым и фактическим. Естественно подробный и правильный анализ можно будет провести спустя десятилетия.

Основываясь на версиях некоторых экспертов, что взрывы домов в начале Второй чеченской могли быть организованы ФСБ, можно сказать, что макиавеллизм до сих пор жив. И если даже не в реальности, то в головах экспертов-политологов уж точно. Они, умные, образованные люди, готовы поверить, что политик может последовать принципу «цель оправдывает средства».

Макиавеллизм в политике присутствует скорее «Летучим голландцем». Зато процветает в менеджменте и маркетинге, где требуется нестандартная логика. В управлении издавна ощущается потребность в новой концепции. Менеджеры перепробовали уже все науки: увлечение методами психологии породило поведенческую (бихевиористскую школу), интерес к точным наукам сделал доминирующим методом последних лет количественный подход. И несмотря на все эти научные изыскания простые тезисы Макиавелли действуют и поныне. Логика макиавеллизма парадоксальна, но она-то и оказывается ближе всего к жизни.



Опубликовано 05.08.2017 admin в категории "Философия