Екатерина II и Павел

Павел

К югу от Санкт-Петербурга расположен город Павловск, на территории которого некогда располагалась летняя резиденция русского императора Павла I. В одном из кабинетов дворца висит большая картина, написанная художником Герхардом Кюгельхеном в 1800 году. На ней изображена вся большая семья Павла I – деятельный и благородный монарх в окружении «святого семейства». В центре, на фоне романтического пейзажа, в идиллической обстановке восседает сам император, вокруг него живописной группой расположились супруга Мария Федоровна и их десять детей. На переднем плане слева художник поместил бюст Петра Великого, словно зорко следящего за своими потомками: наследником престола Александром (род. в 1777 г.), великим князем Константином (род. в 1799 г.), великими княжнами Александрой (род. в 1783 г.), Еленой (род. в 1784 г.) и Анной (род. в 1795 г.), а также их младшими братьями Николаем (род. в 1796 г.) и Михаилом (род. в 1798 г.). Маленькая Ольга, которая умерла в 1795 г. в трехлетнем возрасте, изображена здесь в виде скульптурного портрета. Рядом с Павлом, вокруг арфы, подобно трем грациям, расположились императрица Мария Федоровна с двумя дочерями – Марией (род. в 1786 г.) и Екатериной (род. в 1788 г.). Мать и дочери изображены в полном расцвете своей красоты и напоминают ангелов, явившихся в этот благополучный мир, полный идеальной гармонии и семейного счастья и очень далекий от разгоревшейся в Европе войны против корсиканского узурпатора.

Художник правильно понял стоявшую перед ним задачу. Безупречный облик царствующей семьи должен был внушать чувство уверенности и силы, столь необходимое среди потрясений того времени. И лишь одна небольшая деталь нарушает общий миролюбивый тон картины: у ног императрицы Марии Федоровны лежит ружье, наполовину скрытое в траве, которое явно не вписывается в общую композицию живописного полотна. Ствол направлен прямо на императора и словно предвещает его близкую гибель. Мирный мотив картины Герхарда Кюгельхена никак не соответствовал реальности.

Павел Петрович (род. в 1754 г.), сын Петра III и Екатерины II, в 1776 году сочетался вторым браком с вюртембергской принцессой Софией Доротеей Августой Луизой, которая, перейдя в православие, приняла имя великой княгини Марии Федоровны. Через год после бракосочетания наследника престола и в связи с рождением его первого сына императрица Екатерина II пожаловала молодой чете около 400 гектаров неосвоенной земли вдоль реки Славянки. Там в последующие годы был возведен дворцовый комплекс и разбит парк. Так появился Павловск. Павел и Мария горячо полюбили друг друга, хотя их брак и был продиктован исключительно династическими и политическими соображениями. Российской империи было необходимо дружественное государство у границ с Францией, а Екатерина II давно желала рождения здорового внука – наследника престола, которого она могла бы воспитывать по собственному усмотрению, превратив в конкурента своему сыну.

Первый брак Павла был неудачным. Его супруга Наталья Алексеевна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, скончалась через три года после свадьбы. Теперь Павел и его молодая жена, несмотря на сложные обстоятельства, в которых они оказались, не жалели ни времени, ни сил, чтобы превратить создаваемый в Павловске дворцово-парковый ансамбль в духовный и культурный центр своей семьи и ближайшего окружения. Екатерина II сделала столь щедрый подарок не без умысла. Самостоятельно воспитывая детей Павла и Марии, императрица стремилась удалить нелюбимого сына подальше от столицы и направить его усилия на решение второстепенных задач, связанных с обустройством резиденции. Таким образом, Павел, который давно уже незаконно был лишен короны, не имел возможности участвовать в большой политике, хотя Екатерина II и вынуждена была все-таки прислушиваться к его мнению по принципиальным стратегическим вопросам. Павел ненавидел свою мать за все те унижения, которым она намеренно его подвергала.

Мария Федоровна, красивая и умная женщина, пыталась примирить мать и сына. Ей приходилось тратить немало сил, чтобы удерживать от необдуманных поступков своего мужа, подверженного частым и безудержным приступам гнева. Она стремилась быть хорошей женой, оберегать и правильно воспитывать своих детей. Мария Федоровна, в характере которой доброта сочеталась с дворянской спесью, самонадеянностью и политической амбициозностью, прекрасно понимала, какое значение для будущего всей ее семьи и в первую очередь ее детей имело бы примирение наследника престола с императрицей.

Российская империя под управлением Екатерины Великой приобретала все большую силу и авторитет в Европе. И если ее собственный супруг не мог способствовать этому, то хотя бы дети должны были продолжить дело, начатое «великим мужчиной по имени Екатерина», как выразился Вольтер. Мария Федоровна старалась внешне не реагировать на колкости императрицы и не обращать внимания на интриги с ее стороны, пытаясь по возможности «обращать это себе на пользу». Ей пришлось смириться с тем, что для борьбы с Павлом Екатерина II пользовалась своим влиянием на воспитываемых под ее непосредственным надзором мягкосердечного Александра и своевольного грубоватого Константина. А в 1783 г. Павлу и его семье пришлось пережить еще одно оскорбление. В этом году князь Г. А. Потемкин присоединил к Российской империи Крым.

Григорий Потемкин обладал выдающимися способностями государственного деятеля и смог в течение десяти лет сделать блестящую карьеру, став фаворитом и ближайшим сподвижником Екатерины Великой и оттеснив тем самым своего предшественника Григория Орлова. Именно Г. Г. Орлову Екатерина II была обязана своим успехом в узурпации трона. Среди многочисленных подарков фавориту был и дворец в Гатчине, расположенный, как и Павловск, южнее Санкт-Петербурга. Орлов считался одним из главных личных врагов и политических противников Павла. И вот через десять лет после отставки Орлова, когда Мария Федоровна родила своего третьего ребенка – дочь Александру, императрица проявила к наследнику высочайшую милость и передала ему во владение Гатчинский дворец, так как в Павловске еще только возводились первые постройки.

«Просвещенная правительница» в очередной раз проявила большую изобретательность по части унижения сына. Павлу было невыносимо жить во дворце, принадлежавшем некогда его заклятому врагу. В годы своего могущества всесильный фаворит делал все возможное, чтобы лишить наследника престола его законных прав. Потом Орлов вынужден был умерить свое неуемное честолюбие, но великий князь Павел никогда не забывал одного из главных виновников своих несчастий. Кроме того, переселение Павла Петровича в Гатчину еще больше удаляло его от «большого двора» императрицы и изолировало от активной общественной жизни. Этот политический ход имел и весьма символическое значение. Дорога из Гатчины в Санкт-Петербург проходила через Царское Село и Петергоф, где оставались на попечении своей бабушки великие князья Александр и Константин. Таким образом, между наследником престола и императрицей оказывался будущий император Александр.



Опубликовано 18.11.2018 admin в категории "4. Российская империя (XVIII - XX вв.)", "История России